Восприятие и осмысливание боксерами технико-тактического материала тесным
образом связаны с особенностями его запоминания. Память, в частности
двигательная, заключается в запоминании, сохранении и последующем узнавании и
воспроизведении того, что было изучено раньше. Каждый ученик запоминает и
воспроизводит свои действия по-разному. И не только лучше или хуже, а именно
по-своему, чему способствуют индивидуальные различия, в том числе и различия
памяти.
В период
полового созревания общая память несколько понижается, но зрительная и моторная
значительно выше, чем у взрослых, так как дети и подростки запоминают образно.
Сознательная, волевая память появляется к 17-18 годам.
Двигательная память может быть достаточно или недостаточно устойчивой.
Некоторые
подростки хорошо овладевают техническими навыками, но стоит им сделать небольшой
перерыв в занятиях, и они теряют навыки. Другие же, наоборот, даже после
длительного перерыва, могут с еще большей точностью воспроизводить все ранее
изученные действия.
По мере
того как образная память, характерная для подростков, с возрастом переходит в
смысловую, происходит преобразование самой памяти, которая приобретает более
синтетический и логический характер. По мере приобретения новых технических
навыков скорость и сила запоминания новых движений увеличиваются и ярче
воспроизводятся представления в памяти. Способность запоминать большое
количество упражнений, а также совершенствовать их качество возрастает. Чем
богаче арсенал знаний и умений боксера, тем быстрее и точнее запоминает он
комплексные действия. На этом принципе следует строить преподавание большинства
специальных подготовительных упражнений.
Тренер не
должен долго останавливаться на изучении и совершенствовании одного действия,
например прямого удара, а по мере его освоения излагать новый посильный
технический материал. Это поможет юному боксеру быстрее найти свой стиль и
манеру ведения боя. При этом следует учесть, что у детей и подростков память
тесно связана с эмоциями и индивидуальными интересами. Так, если юноше-боксеру
сопутствуют положительные эмоции, такие как удовлетворение, хорошее настроение в
результате спортивного успеха, желание стать смелым, сильным, как другой хороший
боксер, которому он подражает, его память значительно обостряется и
сосредоточивается на выполняемых действиях.
Чем
больше проявляется интерес к новому в боксе, тем продуктивней и качественней
будет развиваться память. Поэтому юноши часто поражают быстротой запоминания
движений, если они соответствуют их желаниям и интересам.
Следует
отметить, что при обучении юношей и подростков боксу они лучше запоминают те
упражнения, которые преподносятся в разных комбинациях и вариантах, чем
длительное и однообразное повторение одного и того же приема. Они охотней и
успешней выполняют то, что у них получается. Непосильный материал может
притупить интерес к занятиям боксом, а следовательно, и уровень запоминания.
Тренер должен пополнять те сведения, которые боксер самостоятельно не освоит,
учить тем действиям, с необходимостью которых он все чаще сталкивается на
практике. Искусство тренера заключается в том, чтобы как можно раньше определить
способности юного боксера, выяснить его индивидуальные особенности в овладении
техникой и тактикой отдельных действий, возможно, выделить его из общей группы и
учить более сложному материалу, больше давать самостоятельности и творческого
подхода к росту мастерства.
Бокс
требует от спортсменов высокой внимательности не только во время
учебно-тренировочного процесса, но, главным образом, во время соревнований.
Малейшая невнимательность боксера, потеря на миг бдительности влечет за собой
получение удара (например, не уловит начала удара соперника правой боковым в
голову, раскроет левую сторону головы и может получить удар).