В последнее время споры вокруг боевых искусств приобретают
все более конкретный характер. Ушел в прошлое мистический ужас перед
засекреченными японскими, китайскими или корейскими стилями. Проходит ажиотаж на
тему суперэффективных истинно русских (украинских, белорусских и т.п.) систем
боя. На смену мистике и недоговоренности пришел информационный бум, в котором
также не просто разобраться, так как количество разноплановой и разнородной
информации растет день ото дня. Трудно, конечно, "отделить зерна от плевел", но
необходимо, так как если вы серьезно занимаетесь боевыми искусствами, рано или
поздно встает вопрос: что истинно, а что ложно? Что ведет к реальному прогрессу,
а что лишь фальсификация и средство зарабатывать деньги на людской доверчивости
и неосведомленности. Без вдумчивого перебора и скрупулезного анализа
фактического материала, а также большого практического опыта встреч с различными
бойцами и школами здесь не обойтись.
Я хочу поделиться некоторыми проблемами, которые встали
передо мной в процессе работы над интегральной системой рукопашного боя (ИСРБ),
а шире - над боевым искусством. Надо оговориться, что я не принадлежу к той
категории людей, которые делят рукопашный бой на восточный, т.е. присущий только
восточному менталитету, китайскому и японскому телосложению, и западный,
естественно подходящий лишь для европейца. Сходств между двумя людьми, даже
принадлежащими к разным расам, гораздо больше, чем различий. Не являюсь я
приверженцем и древних стилей, происхождение которых теряется в глубине веков.
Существует мнение, что за последние 300-400 лет люди деградировали настолько,
что создать что-либо дельное не в состоянии. Зачем же принижать своих
современников? Тем более, что чаще мы судим о других по себе, и человек
придерживается таких взглядов потому, что сам создать что-либо стоящее не
способен. На практике существует только два подхода к изучаемому вопросу:
дилетантский и профессиональный. Дилетантский подразумевает душевную лень и
верхоглядство, а профессиональный - элементарную добросовестность и любовь к
своему делу.
Речь у нас пойдет не о спортивной технике, ограниченной
рамками правил и условностей и приспособленной для ринга или татами, а о боевой.
Боевая техника обеспечивает вам безопасность в критической ситуации и в этом ее
цель и смысл. Зрелищность, призы на соревнованиях, поддержание физической формы
лишь побочные результаты и для боевой практики непосредственного значения не
имеют. Что нужно для того, чтобы эффективно действовать в неспортивной схватке?
Какая-то определенная техника, ударная или бросковая, и умение адаптировать ее к
условиям ситуации. Вот с этого-то умения приспосабливаться мы и начнем наш
разговор. Жизнь не умещается в рамки спортзала, и место, где вас застанет
критическая ситуация, никто заранее не оговаривает (супер крутые мафиозные
разборки с предварительным "забиванием стрелки" в виду не имеются). "Ареной"
может стать лестничная площадка и темный переулок, салон автобуса и обыкновенная
кухня. Характер покрытия и пространство, освещение и одежда накладывают свой
отпечаток на происходящее. Одним словом, мало хорошо знать удары или броски,
нужно еще и уметь подстроиться под окружающую обстановку. Зависит это от
гибкости двигательной программы, а точнее, от ловкости, координации, гибкости,
то есть культуры движения бойца в самом широком смысле этого слова. Чаще всего
именно элементарная культура движения упускается из виду при построении
тренировочного цикла в школах боевых искусств. Кроме вышеупомянутого, гибкость
двигательной программы - это и решающее звено в процессе обучения боевому
искусству вообще.
Первое, с чем я столкнулся в спортзале, ведя тренировки,
это простая физическая неподготовленность приходящих в зал людей. Еще раз
поясню, что речь идет не об объеме мышц или количестве отжиманий от пола, а об
умении двигаться. Ведь для того, чтобы вкладывать силу в тот или иной прием,
нужно для начала его правильно выполнить. Самая тяжелая в этом смысле ситуация у
людей, попадающих в секции каратэ и ушу. Один пытается по классическому Сетокану
действовать, другой - черного аиста "пародирует". Смотришь на их неуклюжие
попытки и думаешь: "Лучше бы ты, парень, просто драться захотел, да не по
"голубому дракону", а по простому, больше бы толку было". В тему данной статьи
не входит дискуссия на тему: неестественные ли эти движения для западного
человека в принципе или они не стали естественными из-за плохого обучения, либо
его кратковременности. Важно другое. Прежде чем учить человека технике, нужно
хотя бы немного научить его двигаться. Процесс обучения начинается с движения,
движением и заканчивается, когда нужно применить все, чему тебя научили, на
практике и найти выход из нестандартной двигательной ситуации в реальных
условиях. О том, что такие условия практически всегда не совпадают с условиями
спортзала, уже было сказано.
http://boevieiskusstva.narod.ru/rykopahkaproblem.html