На рис.
44 изображена схема образования технических действий (приемов) стоя и лежа. Все
действия стоя определяются видами подбива, способом подбивания, а также
характеристикой момента выполнения каждой группы бросков. Пять способов
подбивания образуют пять групп технических действий стоя (подсечки, зацепы,
подножки, подхваты, подсады). Каждая группа приемов имеет ряд приемов,
относящихся к неклассической, это броски с выполнением подбивов одной и двумя
руками, двумя ногами, комбинированно — руками и ногами. Описание
(характеристика) неклассических приемов не входит в наши задачи.
Классические действия лежа определяются характером падения УКЭ (на спину, бок
или грудь) и расположением по отношению к нему ТОРИ (сбоку, со стороны головы,
верхом). Логическим продолжением действий стоя являются: при падении УКЭ на
спину — удержание, при падении на бок — болевой, при падении на живот —
удушающий. Если УКЭ упал на живот, а ТОРИ не умеет делать удушающий, то ему
придется воспользоваться неклассическим действием — переворачиванием с
последующим выполнением удержания или болевого.
При
взгляде на схему (рис. 44) возникают вопросы: почему существует несколько
подсечек, зацепов, подножек и т. д., чем приемы внутри группы отличаются между
собой, откуда столько вариантов бросков?
Дело в
том, что количество приемов в одной группе обеспечивает возможность броска при
различных передвижениях соперника, т. е. куда бы он ни шагнул — его можно будет
бросить. Но каждый шаг имеет еще три момента — момент увеличения и уменьшения
площади опоры и момент двухопорного положения.
В свою
очередь каждый момент имеет начало и конец. В начале момента увеличения площади
опоры выполняются зацепы, в конце момента — подсечки. Причем, в первом случае
как бы удерживается нижняя часть тела и перемещается верхняя, а во втором случае
происходит интенсивное воздействие на нижнюю часть при относительной фиксации
верхней части тела. То же самое и в момент уменьшения площади опоры. Подножка
фиксирует ногу и перемещается верхняя часть тела, а в подхватах, наоборот,
удерживается верхняя и интенсивно выбивается его нижняя часть. Это объясняется
тем, что в начале момента линия напряжения еще не достигает своей вертикали и
нужен сильный подбив — подхват, а в конце момента, когда линия напряжения уже
прошла вертикаль, достаточно и ее фиксации — подножки.
При
двухопорном положении разнообразные подсады представляют собой как бы попытки
бросить сопротивляющегося, стоящего на двух опорах человека, подсаживая его в
разные места различными частями тела из различных положений. Момент
двухопор-ного положения может создаваться как при движении, так и у стоящего на
месте соперника.
Пять
способов подбивания теоретически гарантируют возможность применения приема на
любой стадии одного шага соперника, а различные приемы одной группы обеспечивают
применение их при различных направлениях шага. Виды подбивов дают возможность
применения приема из различных стоек, положений, взаиморасположений, при
различных захватах и способах выведения из равновесия, что и образует большое
количество вариантов бросков.
Таким
образом, схема образования технических действий стоя и лежа (рис. 44) является
своеобразной классификацией, отражающей определенный взгляд на дзюдо.
Если
внимательно изучать схему, то можно заметить, что подсечки и зацепы выполняются
стоя к УКЭ грудью, подножки и подхваты — боком, а подсады — грудью, боком, но в
основном спиной. Поэтому, если подходить к технике дзюдо именно так, понимать,
как она образуется, знать характерные особенности каждой группы приемов, то нет
необходимости описывать каждый прием в отдельности. Описания каждого приема, не
понимая техники в целом, можно сравнить с описанием каждой детали движений
лыжника на протяжении всей марафонской дистанции.
В связи с
этим на последующих страницах приемы показаны в зависимости от передвижения
(шага) УКЭ, а приемы лежа в зависимости от взаиморасположений лежа. Необходимо
при анализе техники на рисунках, обратить внимание на изображение стоп.

