Дзю-дзюцу в
переводе с японского языка дословно означает «мягкое искусство» и представляет
собой систему подготовки воина разработка которой началась в Японии в эпоху
феодализма и продолжается до сих пор. Эта система создавалась многими
поколениями мастеров для ближнего боя и пройдя через века она теперь считается
системой не имеющей себе равных. О создании дзю-дзюцу и о мастерах этого боевого
искусства существуют множество легенд и сказаний. Первым упоминанием о дзю-дзюцу
многие авторы и историки считают описанную в начале 8-го века в «Книге старинных
вещей» битву между двумя, славящимися огромной силой божествами Синто
Такэ-ми-наката-но-ками и Такэ-ми-кадзути-но-ками. Такэ-ми-кадзути, использовав
тайные методы энергетического воздействия, одержал убедительную победу, сломав
запястье своего противника и обратив его в бегство.
Одна из
версий о происхождении дзю-дзюцу говорит о мастерах китайского боевого искусства
Цинна, которые приехав в Японию с целью проповедования буддизма или
конфуцианства, поселились в монастырях и в миру и обучали своему искусству
нескольких близких учеников. Следует заметить, что 72 класических приема Цинна
очень напоминают техники японского дзю-дзюцу дошедшие до нас из глубины веков.
Они включают в себя способы выполнения бросков, заломов и удушений, различные
вариации которых существуют во многих школах традиционного самурайского
дзю-дзюцу. Некоторые источники утверждают, что, соединившись с техникой,
существовавшей в Японии с давних времен - Сумо (36 базовых техник которой
практикуются до сих пор), китайские приемы Цинна послужили базой для создания
некоторых школ дзю-дзюцу.
Наиболее
известная версия происхождения дзю-дзюцу говорит о японском враче Акаяма Широбеи,
изучавшем в Китае медицину и боевое искусство, который, вернувшись на родину и
размышляя зимой в своем саду, увидел, как тонкая ветка, прогнувшись под тяжестью
снега, сбрасывает его с себя, тогда, как более толстые ветви ломаются под его
весом. «Поддаться, чтобы победить!» - воскликнул врач, приняв этот принцип за
основу своей школы Йошин рю. Уединившись на несколько лет, он разработал
комплекс приемов, получивший в последствии название Ероикумиучи, буквально
«боевые защищающие латы». Название это менялось много раз на протяжении веков и
было известно как Явара, Коси но мавари, Когусоку и другие. Через несколько
сотен лет различные японские школы рукопашного боя, использующие принцип
мягкости в своих приемах стали называться дзю-дзюцу. Многие прикладные техники
этого самурайского боевого искусства отошли в прошлое, т.к. их применение
определялось тяжелым боевым доспехом самурая, однако дзю-дзюцу продолжало
развиваться и идти в ногу со временем.
Исторические
хроники описывают множество случаев демонстрирующих действенность приемов
дзю-дзюцу выполняемых мастерами. Известно, что практически все школы боевого
искусства специализирующиеся на обучении воинов фехтованию на мечах и приемам
боя с другими видами холодного оружия имели в своем арсенале технические
действия, относящиеся к безоружному бою. Таких школ было великое множество т.к.
в подготовке самурая искусству владения мечом уделяли первостепенное внимание.
Кроме того, почти все школы такого рода предлагали целый арсенал технических
действий с другими видами оружия включая и «нестандартные» формы. При
использовании оружия гибкость, ловкость и сила имели огромное значение. Поэтому
умение использовать эти качества рассматривалось как отдельное искусство. В
последствии обучение владению своим телом привело к популяризации дзю-дзюцу как
отдельного боевого искусства, которое в свою очередь стало включать в себя
техники боя с оружием.
Одним из
наиболее ярких случаев применения приемов дзю-дзюцу описанных в исторических
хрониках средневековья стал пример использования против выдающегося политика и
военоначальника Токугава Иэясу техники «меч не меча» известнейшим мастером
фехтования, основателем школы Ягю Синкагэ - Ягю Мунэеси. На одной из
демонстраций, находящийся уже в пожилом возрасте великий мастер голыми руками
обезоружил несколько лучших воинов Иэясу атакующих его мечами в полную силу. В
конце выступления сразиться с мастером решил сам сегун: «Иэясу поднял меч высоко
над головой и с силой ударил, намереваясь рассечь голову Мунэеси. Но в последний
момент Мунэеси вывернулся и отвел удар, захватив рукоять меча. В следующее же
мгновение меч полетел по воздуху. Держа Иэясу левой рукой (любой другой, менее
знатный человек был бы брошен наземь), Мунэеси слегка ударил его кулаком правой
руки в грудь. Иэясу пошатнулся. Нахмурившись, он произнес: «Я восхищен! Вы
победили». (Сугавара).
Евгений Радишевский
www.single-combat.ru