Термин
"Ушу" в переводе с китайского означает "боевая (или воинская) техника (или
искусство)". Этот термин существует с начала XX века, раньше использовались
термины "цзицзи", "цзи-цяо", "цзиюн", "цюаньшу", "цюаньюн" которые переводятся,
соответственно, как "техника ударов", "техническое искусство", "герой техники,
"кулачная техника", "кулачные герои". Последнее из этих названий (цюаньюн) -
самое древнее, оно упоминается в "Книге песен" - "Шицзин", датируемой XI-XII
веками до нашей эры.
История Ушу
Ныне Ушу скорее военизированная гимнастика, чем Боевое
Искусство в точном смысле этого термина. Его задачами являются: укрепление
здоровья, продление жизни, самооборона (последнее - не во всех стилях). Включает
работу без оружия (тушоу) и работу с оружием (дайсе). То и другое существует в
виде отдельных упражнений, технических комплексов (таолу) и произвольных
упражнений.
Тренируются в одиночку, парами, группами. Самозащита без
оружия (фаншэнь) и спортивные контактные поединки "саньда" (что означает
"рассеянные удары", т.е. не объединенные в комплексы формальных упражнений),
строго говоря, в Ушу не входят.
Ушу имеет огромное количество стилей и школ. Практически в
каждом уезде Китая, часто в каждой деревне есть свой стиль или хотя бы вариант
стиля Ушу. Наиболее известными считаются, по одним сведениям, 130 стилей, по
другим - 80.
Каждый из них имеет свое название. Как правило, в него
входит слово "кулак" (цюань), а также ряд признаков: место создания (южный,
северный, шаолиньский); сходство с движениями животных (кулаки обезьяны, когти
орла, богомола, журавля); особенность движений (длинный, скользкий, мягкий); имя
создателя школы (стиль Ян, Чэнь, Ча, Мо, Хун). Но бывают и характерные для
китайцев образные названия стилей ("Цветок сливы", "Красный кулак").
Из поколения в поколение передавались легенды о создателях
различных школ Ушу. Например, считалось, что родоначальником стиля "Обезьяны" (Хоу-цюань)
был сам царь обезьян. Появление стиля "Направленная воля" (Синь-И-цюань)
традиция связывает с легендарным полководцем Юэ Фэем. Согласно легенде,
знаменитый стиль "Пьяницы" был разработан монахом Лу Чжишенем, согласно другой -
знаменитым поэтом Ли Бо, а стиль "Потерянный след", или "Лабиринт", - бывшим
воспитанником Шаолиньского монастыря монахом Янь Цином.
Все эти легенды, где история переплеталась с вымыслом,
рождали чувство общности у мастеров Ушу с национальными героями, одухотворяли
выбранный ими путь.
Исторически сложилось так, что в старом Китае в одно и то
же время существовали три крупных центра Ушу, каждый из которых имел особенные,
только ему присущие черты. Эти центры стали родоначальниками трех основных
направлений традиционного (или народного) Ушу: шаолиньского, уданского и
эмейского.
http://jiu-jitsu.pp.ru/Wushu.php