|   | ||||||||||||||||||
| 
 | ||||||||||||||||||
|  | ||||||||||||||||||
|   |  | |||||||||||||||||
| 6.О "тринадцати способах" в целом["Тринадцать 
способов" (шисань ши) - так иногда называют тайцзицюань. Число тринадцать 
указывает на пять первоэлементов и восемь триграмм, которые традиционно 
использовались при характеристике пяти "ножных способов" и восьми "ручных 
способов" соответственно. Встречается неверное понимание термина шисань ши как 
"тринадцать положений тела (поз)". - Прим. ред.]  "Тринадцать 
способов" тайцзицюань включают: "отражение", "откатывание", "нажатие", 
"толкание", "протискивание", "расщепление", "локтение" (удар локтем), "опирание", 
"наступление", "отступление", "смотрение влево", "взор вправо", "устойчивость". 
Все приемы и позы тайцзицюань содержат те или иные "способы", и главная цель — 
выполнение комплексов и упражнений "толкание руками" — заключается в овладении 
"тринадцатью способами". В связи с этим чрезвычайно важным является правильное 
понимание того, что они из себя представляют. Принято считать, что первые восемь 
"способов" относятся к движениям рук, а остальные пять — к движениям ног. 
Поэтому говорят: "Руки несут восемь триграмм, ноги идут по "пяти 
первоэлементам"". По нашему мнению, "смотрение влево" и "взор вправо" следует 
рассматривать как "движения" глаз, а "центральную устойчивость" — как "движения" 
тела.  
 Следует отметить, 
что «опирание» может осуществляться не только руками, но и бедром, коленом и 
ягодицами. Что же касается "откатывания", то это движение зачастую трактуют 
неправильно. Например, во время отработки упражнения "шесть блокировок, четыре 
запирания" школы Чэнь обычно левая рука выполняет "обратное вытягивание" до 
уровня глаз, а правая рука, "поддерживающая" левый локоть соперника, 
перемещается влево рядом с левой рукой. Это неверно. Правильнее было бы левой 
рукой, "прилипшей" к талии, выполнить "прямое вытягивание" внутрь, а правой 
рукой, расслабленной в плече, и локтем выполнить "прямым вытягиванием" 
обрушивающий удар вниз наружу так, чтобы участком кисти между ладонью и 
запястьем "попасть" в верхнюю внешнюю часть локтевого сустава левой руки 
соперника, обращая внимание на то, чтобы локоть (не кисть) был вобран.  7."Знак (монада) великого предела" и тайцзицюаньДля того чтобы 
понять, какая же внутренняя связь существует между тайцзицюань и "знаком 
великого предела", взгляните на три нижеследующих рисунка (А, Б, В).  
 Все три рисунка 
объединяет следующее.  а)Везде 
присутствует черное и белое поле, следовательно, тайцзицюань нельзя считать 
"мягким" видом кулачного боя "чистого инь", точно так же как его нельзя считать 
"жестким" ("твердым") видом кулачного боя "чистого ян". В тайцзицюань 
присутствуют и "мягкость", и "жесткость", дополняющие друг друга. Второй вывод 
заключается в том, что ошибочно считать "медленность" и "мягкость" особенностями 
тайцзицюань. Конечно, на начальном этапе упражнения должны выполняться как можно 
медленнее, с тем, чтобы добиться максимальной правильности движений, научиться 
полностью расслабляться. Но "медленность" — не есть цель занятий, а всего лишь 
метод. При другом понимании "медленности" невозможно объяснить, например, такую 
формулировку: "медленно нанести быстрый удар".  б) Площади белого 
поля и черного поля равны.  Это соответствует 
принципу "равновесия" в тайцзицюань и обозначает баланс между "наполненностью" и 
"пустотой", "мягкостью" и "жесткостью", "быстротой" и "медленностью", что хорошо 
иллюстрирует следующая поговорка: "Пять инь и пять ян творят чудеса".  в) Граница между 
белыми и черными полями обозначена плавной извилистой линией.  Это отражает ряд 
характерных черт тайцзицюань, а именно: "смягчение", "непрерывность вытягивания 
нити", "недопустимость выпуклостей" и "впадин".  г) Черные и белые 
поля постоянно совершают объемное спиралевидное движение.  Это символизирует 
еще один принцип тайцзицюань, согласно которому все движения должны плавно 
переходить одно в другое, подобно нити, вытягивающейся из шелкового кокона, а 
весь комплекс — выполняться на одном дыхании, "подобно могучей реке, которая 
бурлит, не зная покоя", "тело прервало (движение) — мысль не прерывает, мысль 
прервала — дух продолжает".  д) Невозможно с 
помощью прямой линии, проходящей через центр, разделить круг на чистое инь и 
чистое ян.  Эта 
закономерность демонстрирует тесное сплетение и неразделимость инь и ян, 
"пустоты" и "наполненности", "жесткости" и "мягкости", "квадратности" и 
"округлости", "быстроты" и "медленности" в тайцзицюань. Исходя из этого, следует 
считать неточной формулировку "четко разделять на пустотность и наполненность". 
Ее надо понимать следующим образом: в каждом месте должно быть определенное 
сочетание "пустотности" и "наполненности", "жесткости" и "мягкости" и т.д.  Рисунок Б 
отражает рождение "великого предела" из "беспредельности". Рисунок В 
иллюстрирует представление о том, что инь, достигая своего предела, неизбежно 
переходит в ян и, наоборот, ян, достигая своего предела, переходит в инь; инь и 
ян "поддерживают" друг друга. Опираясь на "знак великого предела", можно было бы 
прокомментировать еще целый ряд вопросов, связанных с тайцзицюань, но рамки 
данной статьи не позволяют этого сделать.  8. Перемещение центра тяжестиВопрос 
перемещения центра тяжести всегда был в фокусе внимания занимающихся цигун. 
Многие полагают, что при переходе от одной позы к другой следует полностью 
переносить центр тяжести на одну ногу и лишь затем выдвигать свободную, соблюдая 
тем самым принцип "разделения пустотности и наполненности". Если осуществлять 
перенос центра тяжести, как описано выше, то это, во-первых, вступает в 
противоречие с принципом тайцзицюань "инь не покидает ян, ян не покидает инь, 
инь и ян поддерживают друг друга"; во-вторых, противоречит принципу "двигаться 
по спирали"; в-третьих, приводит к возникновению двух центров тяжести, в 
результате чего теряется подвиж- ность; в-четвертых, нарушает метод "вытягивания 
нити", поскольку приводит к прямому перемещению тела вперед, назад, влево и 
вправо; и, в-пятых, дает преимущество сопернику, так как теряется боевой 
характер движения. Поэтому учитель Цзян Цзяцзюнь постоянно подчеркивал, что 
"центральную устойчивость" надо почувствовать сердцем.  Тайцзицюань 
требует не только знаний, но, что еще важнее, — действий. Только органическое 
сочетание знаний и действий является предпосылкой повышения мастерства, залогом 
овладения секретами тайцзицюань. Оптимальный путь к этому лежит через 
кропотливую работу ума и упорные тренировки.  Перевод С. 
Сергеева      |   |   
 Новости единоборств13.02.2011 Федор Емельяненко против Антонио Силвы. Победа Силвы техническим нокаутом во 2-м раунде (ФОТО-ВИДЕО) 22.01.2010 Фёдор Емельяненко встретится в бою с Фабрицио Вердумом 16 Апреля (ФОТО) Федор Емельяненко. "Достучался до небес" (ФОТО) 09.11.2009 Фёдор Емельяненко - Бретт Роджерс. Как это было (ФОТО-ВИДЕО) 08.11.2009 Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Победа Федора (ВИДЕО) 05.11.2009 Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Ударная тренировка Федора Емельяненко (ФОТО) Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Трансляция турнира на НТВ ПЛЮС и Первом канале (ВИДЕО) 30.10.2009 Федор Емельяненко проведет показательный бой в Санкт-Петербурге Пресс-конференция, посвященная бою Федор Емельяненко - Бретт Роджерс. (ФОТО) Тренер Бретта Роджерса: "Федор Емельяненко будет шокирован" (ФОТО) 28.10.2009 Иван Емельяненко выиграл чемпионат Санкт-Петербурга по рукопашному бою. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Тренировка Федора Емельяненко. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Федор Емельяненко и его близкие. (ФОТО) Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Пресс-Релиз. (ФОТО) 21.10.2009 Бретт Роджерс готовится к поединку против Федора Емельяненко (ФОТО) 16.10.2009 Федор Емельяненко на телеканале CBS (ВИДЕО) 05.10.2009 Фёдор и Марина Емельяненко обвенчались в храме Святителя Николая. (ФОТО) | ||||||||||||||||
|  | ||||||||||||||||||