История эта началась приблизительно в 7 веке в Китае, во
времена династии Тан. В это время Буддизм, распространяющийся в Китае с середины
1 века, становится государственной религией. А буддийское духовенство делилось
на две неравные группы. Большинство, живущее в монастырях и бродячих монахов
«люгай». Они никому не подчинялись, а их проповеди сильно отличались от
официально утверждённых взглядов.
Борьба с инакомыслящими велась жестокая. Власти обвиняли их
в колдовстве и извращении буддизма. В свою очередь странствующие монахи
частенько примыкали к отрядам повстанцев, а то и к шайкам разбойников. В силу
необходимости в их среде сложилось особое искусство выживания в любых условиях
«Люгань мэнь» - «Врата учения нищих монахов». Вооружённые этим невидимым оружием
они странствовали всё дальше и дальше и наконец добрались до Японии.
В стране Восходящего солнца, как известно всё изменяется и
становится японским. Как кэмпо превратилось в каратэ, так и «люгай» превратились
в «сидосо» - монахов, не имеющих государственной лицензии. Один из них, Энно
Одзун (634 - 703 гг.), прожив отшельником более 30 лет, он соединил «Люгань
мэнь» с синтоинским культом гор, получив учение «Сюгендо» - «Путь обретения
могущества».
Скоро последователи нового учения повторили судьбу своих
китайских собратьев. Они тоже не подчинялись властям, не платили налогов и ещё
лишали монастыри части пожертвований, которые крестьяне отдавали бродячим
монахам и отшельникам, пользовавшихся в их среде гораздо большим почетом, чем
официальное духовенство. С усилением репрессий отшельники объединялись в
замкнутые общины, превратившиеся в последствии в кланы.
Скрывались адепты этого, запрещённого властью учения,
преимущественно в горах, отчего и получили название «яма-но-хидзири» - «горные
мудрецы». Для выживания среди них выделилась группа монахов-воинов, главной
задачей которых стала защита общины от самурайских отрядов. А после одного
крупного неудачного восстания в 764 г. их ряды ощутимо пополнились бежавшими в
горы мятежниками, оставшимися без хозяев самураями - ронинами. К концу 9, началу
10 веков их стали называть «яма-буси» - «спящие в горах» или в другом значении
этих иероглифов, «горные воины».
С середины 10 и до середины 17 веков любимым делом японских
князьков была война со своими соседями. 700 лет непрекращающихся междоусобиц, в
которых выживали лишь те, кто был сильнее, а так же те, кто обладал лучшей
развединформацией о противнике. Вот только самураи в разведчики не годились.
Бусидо - самурайский кодекс (Бу - воин; си - служба; до - путь) не позволял. Вот
эту незаполненную нишу в военном деле и заняли «яма-буси» с их отточенным в
сложнейших условиях искусством выживания.
Естественно, те князья, что пользовавшиеся их услугами,
имели преимущество над своими противниками, так что монахи-воины без работы не
оставались. Причём часто бывало, работали сразу на две противоборствующие
стороны. Это приносило прибыль и обеспечивало безопасность клана. Кроме того,
участие в бесконечных войнах привело к тому, что система их боевой подготовки
стала быстро совершенствоваться. Так кланы превратились в школы ниндзюцу (один
из вариантов перевода - «искусство тайных действий»). В 13 веке было известно
около 20-ти таких школ, а к 17-му их насчитывалось больше 70-ти.
Но после 1615 года, с концом феодальных войн и объединением
Японии в централизованное государство, начался упадок ниндзюцу. После буржуазной
революции 1867-68 гг. от их кланов остались лишь несколько семей, в которых
искусство ниндзюцу передавалось по наследству
http://www.epochtimes.ru/content/view/13587/13/