Уточню- так как русских и псевдорусских направлений сейчас
в достатке- какое направление представляю. Собственно, пышного самоназвания,
типа… «стиль могучей обезьяны» или «исконный ухват Рода»… мы не имеем. Учитель
называл просто «русский стиль»… я добавлю- маятниковый. Ибо весь стиль вырастает
из маятника… Вот что сказал про маятник мой наставник:
Что такое маятник? "Это непрерывное движение от края к
краю."
Каковы его свойства?
1. "Маятник включается спонтанно.
2. Он не имеет ни начала, на конца.
3. Имеет края, глубину, мягкость, жесткость и т.д.
4. Помогает быстрому движению- он молниеносен.
5. Имеет силу.
6. Ввводит в необычное состояние.
7. Создает своеобразное, эстетически верное движение.
8. Он ОЧЕНЬ эмоционален."
С п.2 по п.8- относится к внутренней и внешней стороне
стиля. Т.е. край, глубина и т.д.- существуют не только снаружи, проявляясь в
движении, но и внутри… в состоянии сознания и психики бойца…
Как в маятнике достигается единство внутреннего и внешнего?
Просто. Правильное движение (правильный маятник)- создает соответствующее
внутреннее состояние. И наоборот- соответствующее внутреннее состояние делает
правильным маятник.
Отсюда следует тонкость, не постигнув которой трудно
рассчитывать на успех… традиция исходит из того, что пришедший учиться- болен.
Часто физически, и всегда- духовно. Как достигается исцеление? Качая маятник
человек убирает паталогические психические и физические «зажимы»- те искажения
себя, которые он нарабатывал годами. Работа происходит по двум направлениям- от
тела и от сознания.
От тела- все психические проблемы «вылезают» на теле…
проявляясь в ограничении свободы, амплитуды движений и выражаясь в излишнем
напряжении определенных групп мышц. Существует методика снятия этих напряжений-
что благотворно сказывается на психике… здесь есть определенные пересечения с
телесно ориентированной терапией….
От психики- балансируется тело, балансируется психика… в
принципе, качающий позволяет своей душе отреагировать- т.е. проявить себя в
движении… «высказать» скрытое и отследить его… а отследив- убрать… или
преобразить…
Работа тонкая, требующая наблюдения учителя…
Собственно, это я пытался описать медицинский аспект стиля…
Как это связано с боем? Прямо. «Нормальный» человек свободен в восприятии- т.е.
адекватно оценивает ситуацию, и свободен в действии по ситуации- и физически и
духовно он идет не от рожденных в уме патологий, а от здорового духовного
начала…
Как это работает в бою? Помимо самой специфики маятника как
движения- позволяющей всегда находиться в плоскости, параллельной плоскости
атаки противника, есть такое понятие как эмоциональность и образность.
Эмоциональность дает энергетическое наполнение маятника, образность канализирует
эту энергию в определенное русло…
Подход к движению… считается, что существует одно (иногда
несколько) оптимальных двигательных решений ситуации. И что подсознание
(интуиция, инстинкт- кому что нравится) всегда выбирает именно его. Отсюда
задача- не мешать. Убрать контролера. Мы не нарабатываем приемов- мы учимся
осозновать и реагировать… конечно же, есть технические тонкости- но нет «правил
для реагирования».
Как это достигается? В том числе- Игрой. Играй с партнером,
играй с противником… серьзность- это остановка жизни… остановка жизни- возможная
смерть…
Радость- вот что должен испытывать качающий… если ты не
радостен- ты не в маятнике…
С чего начать и как работать с маятниковыми формами?
Начинать нужно с уч. формы (ф.1) и долбить ее до тех пор, пока не поймаешь суть
безостановочного движения и не станешь четко приходить в края. Я работал только
эту форму месяца полтора, пока не начало получаться нормально. Во времена
далекие, теперь почти былинные... учеников выдерживали в уч.форме по полгода-
т.к. помимо физ.навыков эта форма дает необходимое уплотнение внутреннего ритма
и выравнивает психику. После чего начинают изучаться ф.4 и 5, через некоторое
время или параллельно - ф.2 и ф.3. Ф. 4 и 5 работаются как самостоятельно, так и
с партнером- он бьет, ты качаешь. После четкого усвоения ф.4 и 5 - можно
продолжать изучение других форм, но обычно к этому моменту человека пробивает на
импровизацию (комбинирование) маятниковых форм. Дальше- процесс творческий. Для
работы с формами применялись различные хитрости- качали на положенном на землю
тележном колесе (у него сильно выступает ступица), качали бегая по двум
поставленным параллельно на высоте над землей бревнами и т.д. Все это
обязательно должно сочетаться с дыхательными (через 1-2 месяца после начала-
хотя, думаю, это индивидуально) и статическими упражнениями.
А вот и повод испытать радость... ученическая (начальная)
маятниковая форма:
Ноги вместе, руки на бедрах (к паху). Тело натянуто- прямые
спина, ноги, шея. Плечи развернуты. Корпус чуть подан вперед- в целом это
напоминает строевую армейскую стойку.
Тело ЦЕЛЬНО поворачивается влево- затем без остановки
вправо... и сразу назад... и снова... Точка вращения- голеностоп. Т.е. на месте
остаются только стопы, все остальное- слитно движется. Глаза открыты.
ВАЖНО- поймать в крайней точке момент, когда движение
начинается в обратную сторону САМО. Этот момент и это положение тела называется
"край".
Не стоит гнаться за скоростью. Сначала стоит прочувствовать
край, избавиться от излишнего напряжения и почувствовать сам принцип
неприрывного движения...
Вот.
Продолжу по ученической форме. Дополнительное упражнение-
И.п. тоже, но ноги на ширине плеч. Начинаете качать как описано выше. Через
некоторое время руки ставятся на пояс- потом на нижние ребра (контроль вдоха)-
затем кладуться сзади на шею- выпрямляются вверх ладонями вместе- далее руки
идут вниз - шея, ребра, пояс, пах. Качание, как вы понимаете, при этом не
прерывается.
Веерные блоки. Из И.п. при начале движения в левый край
расслабленная левая рука выносится по траектории влево- вверх в краю достигая
максимума. Движение идет к другому краю- лывая рука идет вниз, правая с края
начинает движение вверх, достигая максимума в правом краю (левая,
соответственно- минимума). И так... можно очень долго :) Основная задача-
увлечься тем, что делаешь. Кстати, ловите образы, которые рождает это движение-
один из них (или несколько) будут ваши. И будут включать это движение...
Хлест. Из И.п. при начале качания руки отпускаются в
свободый полет. Выглядит это примерно так - при качке в левый край лывая рука
захлестывает до правого бока, правая- до левого. Руки должны быть совершенно
расслаблены и летать свободно. Отслеживайте плечевой и локтевой зажимы- их надо
убрать. Высоту захлеста и место приложения кисти можно произвольно менять- от
ног до головы. Помимо освоения специфического хлестового движения этим
упражнением делается набивка тела, а также- самомассаж...
Форма 2. Из И.п. - качание влево - вправо, точка сгибания-
поясница, ноги чуть уходят в сторону, обратную наклону. Угол наклона - 5-10 гр.,
задача - качать без остановки, пружиня из стороны в сторону. Качание без
зависания в конечной точке, голова качается равно с телом. В принципе, эта форма
используется для уклонения от прямого удара в голову без смещения опоры (или
работы с опоры), основная же ее задача - дать человеку почувствовать "натяжение"
возникающее в теле - специфические напряжения, результат которых - ощущение тела
как натянутой струны.
Желающим поработать эту форму с прямым ударом - на
небольшой скорости (возрастает по желанию)- партнер бьет - уклон, возвращение
без задержки в и.п. с выносом руки с бедра как в веерном блоке (при уклоне
вправо левой и наоборот). Бьющую руку противника сбивают или захватывают.
Следует удар другой рукой - и уклон в другую сторону. Угол уклона в этой
отработке - по чувству!!! Не вычисляйте градусы...
Форма 3. Из И.п. - качание вперед - назад, точка сгибания-
поясница, ноги и тело по отношению к точке сгибания образуют один угол - 5-10
гр., задача - качать без остановки, пружиня из вперед/назад. Качание также без
зависания в конечной точке, голова качается равно с телом. Всегда помните - край
там, где для продолжения дальнейшего движения в эту сторону требуется
дополнительное усилие! Отслеживайте ощущение натяжения в теле.
Эта форма - при работе с базы - когда тело назад- работает
против удара в голову (бокового или короткого прямого), тело вперед -
обрабатывается удар в живот. Можно попробовать - противник бьет в голову -
уклон, сразу за ним - возвращение с контратакой руками - любым способом. Пря
атаке прямым ударом можно делать захват бьющей руки с одновременной протяжкой на
себя и прямым контратакущим ударом ногой... Угол уклона в этой отработке - также
по чувству!!! Впрочем, и манера исполнения, и тип контратаки - все как вам
удобнее, так пусть и будет...
Форма 4. Из И.п. - толчком стоп тело выносится в левый
край, разворачиваясь перпендикулярно фронту. При этом вес тела - на левой
ноге,шея, корпус и нога (прямая) - составляют прямую линию, положение - крайнее
перед точкой падения. Лицо и корпус с тазом развернуты вправо. Правая нога
прямая, носком цепляется за землю - контроль точки падения такой - если
отпустить носок правой ноги - начнете падать на спину или вбок. Руки прямые,
вынесены в стороны, особое внимание - на прямоту ладоней и пальцев. В начале
изучения форма фиксируется в крайней точке- важно прочувствовать напряжения,
возникающие в теле и убрать лишние. Откат к другому краю производится общим
сбросом напряжения. Важно заметить, что небольшое напряжение - тонус - все равно
остается в теле при переходе от края к краю. Выглядит это примерно так: край -
максимум напряжения - сброс и переход - минимум напряжения - край - максимум.
Буду благодарен, если неясности по этой форме напишите мне
в гостевой или мылом. Форма эта - учебно/боевая.
Некоторые тонкости. Чтобы движение от края к краю не
затухало, всегда сохраняйте в теле тот минимум напряжения, который позволяет
поддерживать заданый ритм и темп. Т.е. маятник на постоянном расслаблении просто
не качается - никак, это противно его природе. В краях напряжение достигает
своего максимума, между краями - минимума, но никогда не исчезает совсем!
Форма 5. Из И.п. (такое, как в ученической форме) - толчком
стоп тело выносится в левый край, разворачиваясь перпендикулярно фронту. При
этом вес тела - на левой ноге,шея, корпус и левая нога (прямая) - составляют
прямую линию, положение - крайнее перед точкой падения. Лицо и корпус с тазом
развернуты влево. Правая нога прямая, носком цепляется за землю - контроль точки
падения такой - если отпустить носок правой ноги - начнете падать вперед или
вбок. Руки прямые, вынесены в стороны, особое внимание - на прямоту ладоней и
пальцев, в свое время это натяжение даст вам почувствовать, что такое "жива". В
начале изучения форма также фиксируется в крайней точке. Откат к другому краю
производится общим сбросом напряжения, при это руки падают к бедрам как плети и,
задев их примерно на середине пути к другому краю, снова идут вверх. Особое
внимание- опорной ноге. Стоять на ней нужно жестко, стопа- не доворачивается в
сторону движения, смотрите за "замком" в бедрах. Форма эта - учебно/боевая.
В
нее можно уходить, к примеру, от бокового рукой (хука)- хук правой- уход к
правому краю, при этом левая рука подцепляет бьющую руку противника и... дальше
как угодно! :) В этой же форме нарабатывают прямой удар. И много еще чего...
Некоторые тонкости. Очень важная деталь, которую я явно не
указал- в маятниковых формах 4,5 и производных от них- обязательно происходит
отклонение центральной вертикальной оси тела (условно делит тело человека
пополам) в сторону края, причем вместе с телом гармонично отклоняются и голова и
ноги. Для отработки форм используется следующий метод: напротив вас встает
товарищ с колом в руках и наносит удар сверху вниз ровно по вашей центральной
оси. Вы выполняете одну из форм (4 или 5). Товарищ мерно бьет в это место (где
был ваш центр в ИП), вы в это время переходите от края к краю. В ф.4 палка
должна максимум попадать по колену свободной ноги, в ф.5- чиркать по ягодицам.
Это минимальное отклонение оси, которое можно позволить.
Форма 6.Итак, форма маятникового "сжатия". Выполняется так
- из И.П. уход на левую ногу, колено сгибается, корпус наклоняется к ноге, как
бы вбивая ногу в пол. Тело скручивается- в конечном положении лицо смотрит на
пятку свободной ноги, соответственно закручивается корпус. Руки захлестнуты
вокруг тела. Это край. К другому краю- вылетают руки, обычно это получается выше
уровня головы (траектория рук)... т.е. как бы собрался в шар- из шара вылетел и
на вылете руками до неба дотянулся :)) можно листочки сбивать, ветка должна быть
на расстоянии вытянутой руки... и снова- в край, в шар. Эта форма ухода от
боковых и круговых ударов.
Немного про "боевой" маятник. В чем отличие "боевого"
варианта от учебного? В ногах. В боевой ситуации человека "зажимает"
инстинктивно - он старается минимизировать себя как цель, быть поближе к земле,
соответственно, колени подгибаются и "втягивается" пах. Т.е. в боевом варианте
более ярко выражено такое свойство маятника, как "расширение-сжатие". Расширение
(распрямление ног, подъем по вертикали, раскрытие рук) - на активных действиях -
атаки, контратаки, сжатие- уходы, уклоны, перемещения, варианты защиты.
Зачем в ученических формах прямые ноги? Во-первых, для
освоения собственного центра тяжести, принципа маятникового движения и таких
специфических вещей, как напряжение и натяжение.
Как нарабатывается "боевой" маятник? Как вариант предлагаю
работу в ф.5. Ставится два стула примерно так, чтобы в краях ягодицы касались их
сидений. И начинается обычное качание- от сиденья к сиденью. Можно - с ударом
разноименной рукой наискось к фронту в сторону края. Затем стулья убираются, и
работается такой вариант- несколько качков в приседе- выход в краю вверх с
ударом рукой или ногой- снова вниз- потом опять вверх. Избегайте "качания" на
месте, когда человек фактически только крутится вокруг свой центральной оси, не
отклоняя ее от вертикали - это бальшая ошибка. Отклонятся должно все тело
соразмерно- и ноги, и корпус.
Еще про "боевой" маятник. Есть такая внутренняя штука,
называется "насос". Познается он как разница между напряжением в краю и
расслаблением посередине траектории. Возникает своеобразное чувство внутренней
"накачки", своеобразного энергетического подъема... с помощью насоса можно
влиять на противника... если внимание держать на нем...
Работа с центром тяжести в движении. Делается примерно так
- край по любой форме, движение к другому краю продолжается толчком живота -
точнее, низом живота под пупом. Этот толчок задает направление движения. В краю
движение начинает раскручиваться к другому краю - толчок животом позволяет
ломать траектория. Получается нечто, похожее на перемещения пьяного человека.
Руки свободны (на определенном этапе цельности руки могут вести, может
голова...). Ноги вбиваются в землю четко и ритмично - топотуха должна быть
качественной. При правильном исполнении внизу живота ощущается зона локального
напряжения...
Некоторые тонкости. При качании ф.4, 5 и других
распространена ошибка - голова в крайнем положении вытягивается вперед или
опускается к груди. Подобного делать нельзя, т.к. это проявление контролера.
Голова держится прямо! Для убирания ошибки качают продев за спиной (вверху) под
руками гимнастическую палку.
Комбинирование форм. Делается оно просто - к примеру, в
краю ф.5 доворачиваемся на опорной ноге в край ф.4, из него - переходим в
обратный край ф.4 и в нем доворачиваемся уже в край ф.5, из него - в обратный
край ф. 5 и повторяем цикл. Подобные комбинации можно плодить во множестве,
главное уловить принцип их построения.
Вот пример использования подобной комбинации (лучше сначала
попробовать медленно): напарник бьет прямой - уход в край ф.4, второй прямой - в
край ф.5, третий прямой - в край ф.4 и т.д. и т.п.
Наработка прямого удара. Для начала - как складывается
кулак: на ладонь левой кладем мизинец правой и сжимаем кулак, не слишком плотно
обхватывая мизинец. Вытаскиваем палец - получается крепкая, но полая конструкция
:) Большой палец боком первой фаланги плотно прижимается к боковине второй
фаланги указательного пальца. Амортизация такой конструкции позволяет гасить
встречный импульс при столкновении с поверхность без потери ударной силы, сброс
которой происходит в первое мгновение контакта, причем возникающая деформация
кулака практически не представляет травматической опасности.
Собственно по отработке удара. Начинают его нарабатывать из
ф.5, соблюдая все требования к этой форме в плане правильности выполнения. Из
и.п. (руки предварительно подняты на уровень лица по бокам-у щек) рука вылетает
одновременно с поворотом тела, при этом важно чтобы рука была достаточно
свободной, т.е. ее дивижение включалось естественно от запуска тела, а не
волевым ипульсом, особенно следите за тем, чтобы не закрепощать плечо. В
конечной точке фиксации нет- т.е. удар пришел-тюк- точка- и сразу к другому
краю. Свободная рука ждет на уровне лица, локти прижаты (только зажимать их не
следует) к телу. Локоть в конечной точке смотрит вниз. Рука прямая или чуть
согнута-как получится. Есть еще один вариант отработки - также работается ф.5,
только удар производится не по направлению движения, а под углом гр. в 45 к
нему. В этом же варианте можно работая сесть низко- как я описывал в "боевом"
маятнике.
Как держать спину. Стать прямо. Плечи максимально свести
вперед (вверх не поднимать). Спина при это выгнется дугой. Копчик чуть подать
вперед-вверх (по направлению к подбородку). Спина натянута - руки расслаблены.
Это боевой вариант постановки спины. Это маятник "расширения-сжатия". При
выполнении технических действий такой маятник работает вместе с маятником
качания .
Как не "засыпать". "Засыпание" - это обычная ошибка у всех
тех, кто начинает работать маятник. Выражается оно в "опрокидывании" всего
внимания внутрь тела и, как результат - улете от реальности. Т.е. человек
оказывается не в настоящем моменте, а в некоей псевдореальности, провоцируемой
движением. Это чревато всякими осложнениям. Как избежать "засыпания"? Во-первых,
для этого используется качание на одной ноге (уч.ф., вторая нога сгибается и
поджимается к опорной у сгиба колена) или любой неустойчивой поверхности (два
кирпича, поставленные на торцы и т.п.). Состояние, возникающее при этом следует
запомнить и руководствоваться этим ощущением как эталоном. Во- вторых, внимание
следует распределять равномерно, часть в теле, часть снаружи. В-третьих, надо
помнить себя. Т.е. не улетать в мыслях в ту или иную сторону, а четко осозновать
кто ты, где ты и что делаешь. Для этого надо чувствовать тело полностью. Есть
специальные упражнения. Сидя или стоя сосредотачиваем все внимание на чувстве
правой стопы и ощущениях в ней. Стопу надо воспринимать целиком. Далее внимание
переносится на голень, происходит расширение сферы внимания, которая теперь
охватывает ногу до колена. Далее ход такой - бедро-правая половина тела, правая
половина головы, правая рукая начиная с кисти или плеча (или рука-потом голова,
если так удобнее). Далее, удерживая внимание на правой стороне тела, расширяем
внимание на левую, начиная со топы и далее. Одновременно происходит своеобразное
"объединение" внимания и ощущения тела в нечто целое. Когда объединения
завершено, переносим внимание на звуки вокруг. Надо стремиться воспринимать все
звуки одновременно, такое возможно только при расширении внимания без привязки к
источнику звука. Аналогично - с запахами, ощущать все запахи, достигающие носа
:) Последнее - взгляд. Фиксируясь на предмете стараемся воспринимать
переферическим зрением и обстановку вокруг него. Перенос точки фиксации -
перенос сферы обзора. В достигнутом состоянии начинаем качать формы, при этом
добавится эмоциональная составляющая, о ней потом. Да, не стоит "тужиться"
стараясь удержать внимание, должен присутствовать тонус,но не напряг. Полезно
перенести данный способ внимания в повседневную жизнь.
http://majatnik.narod.ru/Fails/Maj_1.htm