Глава 8. Бой ногами
          К ударам ногами в любках было особое отношение. 
Считалось, что удар ногой опускает человека, поэтому своих бить ногами нельзя. 
Не могу вспомнить точных объяснений, почему, но общее ощущение, которое у меня 
осталось, примерно, такое: ноги относятся к низу, и потому отправляют человека в 
Низ, то есть в нижний мир. 
          Это явно связано с мифологическими представлениями, 
и в сказках сохранилось в виде того странного образа, что в бою богатыри 
загоняют друг друга ударами под землю.         Ударить ногой, значит, не просто 
выбить душу из тела, но обречь на существование в мире мертвых. В то время, как 
убив рукой ты возвращаешь душу на Небеса… К сожалению, я еще не проводил 
исследований на эту тему, и не могу привести подтверждений из мифологии. 
Возможно, однажды мне придется это проделать.
          Мифология уже крепко забылась к тому времени, когда 
сам Поханя обучался любкам. Поэтому запрет существовал как обычай, который 
соблюдался, и нарушать его было недопустимо, как плюнуть на стол или войти в 
дом, не сняв шапки. Но при этом любошники ногами работали.
          Исходили из того, что врага ногой бить можно, а 
значит, нужно это уметь. К тому же, не все действия ногой являются ударами. Все 
борцовские приемы - подсечки, подхваты, зацепы, обвивы, а также сбивания 
коленями, вроде торчащих локтей, были допустимы и в бою со своими. Так же 
наносились и удары, но только в ноги. 
          Нельзя было бить ногами выше пояса. Удар же ниже 
считался законным, поскольку наносился не в душу. Поханя при этом, правду 
сказать, мог нанести удар ногой даже в прыжке. Однажды он это мне показал, чем 
меня дико поразил. Дедушка, подпрыгивающий на месте, как мячик - удивительное 
зрелище. Сделал он это один раз, но я запомнил навсегда. Случилось это к слову: 
он объяснял что-то насчет силы, которая вовсе не в мышцах, и сказал, что когда 
сила есть, ты сможешь все, что задумал, нужно только суметь создать образ.
          Я спросил: и ты бы мог бить удар ногой в прыжке, 
если бы создал образ? Он ничего не ответил, просто внезапно взлетел в воздух на 
уровень моей головы, и его скрюченная нога чиркнула меня по носу. Это было так 
неожиданно, что мое тело шарахнулось в сторону и упало. Я же при этом лежал в 
нем, и чувствовал, как по мне расползается блаженная улыбка…
          Не знаю, что он в действительности сделал, но 
что-то произошло не от мира сего. Вероятно, то самое движение силы, о котором я 
до этого рассуждал лишь отвлеченно. И прикосновение к вспышке силы было так 
сильно, что расщепило меня с моими телом и личностью. И это было животворно…
          Умом я понимаю: хороший любошник может нанести 
любой удар и выполнить любой прием. Но то же самое относится и к любому хорошему 
мастеру из любой школы. В быту же любки были проще, чем мог выполнить Поханя. И 
даже чем иногда удается мне. Это была просто борьба, приносящая наслаждение, 
потому что исполняется любошно. И то, что в ней не били опасных ударов ногами, 
тоже способствовало уюту и наслаждению. 
          Как я уже объяснил, самыми высокими были удары в 
пах, которые не бились, а только обозначались, чтобы привести человека в живое 
состояние. Этот удар частенько применяю и я, когда ко мне приходят проверяющие. 
Довольно часто, увидев накат, то есть работу без касания, люди приезжают не 
затем, чтобы научиться ему, а затем, чтобы проверить, что смогут устоять.
          И им это действительно иногда удается, если у них 
достаточно сумасшествия, чтобы омертвить свое тело. Накат - это воздействие, 
которое оказывает душа на сознание другого человека, передавая ему движение. 
Если тело умирает, оно не способно двигаться. Многие владеют таким колдовством, 
чтобы умирать еще при жизни. И на них нельзя воздействовать как на живые 
существа. Их надо двигать естественнонаучно, как мертвые предметы механической 
вселенной. Лучше бревном или кувалдой.
          Но вот фокус: у всех этих хитрецов жизнь, как у 
Кощея бессмертного, при этом есть, просто она спрятана, как вы помните, в яйце. 
И стоит такому оледенелому столбу показать удар в промежность, как он мгновенно 
оживает, пытаясь спрятать свою уязвимость. А как только в тело возвращается 
жизнь, в него возвращается и движение. И тогда становится возможным и 
воздействие без касания.
          Так что удар в пах в любках является важнейшей 
частью обучения. Без него, как без ударов в горло, глаза и вообще в разные 
болевые точки, люди тупеют и теряют способность понимать что-то тоньше лома. 
Опасность будит разум и душу…
          Как вы понимаете, ограничение в возможностях 
использования ног приводит к углублению той работы, что доступна. Поэтому работа 
ногами против ног противника в любках была утонченней, чем в других 
единоборствах, известных мне. Удары не были основным способом боя ногами. 
Наравне с ними применялись всяческие способы зацепить ногу противника и прогнуть 
или продавить ее, чтобы вывести его из боевого положения.
          Называлась эта работа Сучением, и о ней стоит 
рассказать особо.
  
http://acasam.ws/p532.htm