Статей на сайте [17561]
ГлавнаяНовостиСтатьиПартнерыМагазинФорумКарта сайта
Айкидо
История
Техника
Клубы, залы
Персона
Статьи
Джиу-Джитсу
История
Техника
Бразилия
Клубы, залы
Разное
Дзюдо
История
Персона
Приемы
Статьи
Разное
Капоэйра
Персоналии
История
Техника
Статьи
Карате Ашихара
История
Персона
Техника
Статьи
Клубы и залы
Карате Киокушин
Персоналии
Техника
Клубы, залы
Ката
Статьи
Карате Шотокан
История
Приемы
Ката
Персона
Разное
Карате Эншин
Статьи
История
Техника
Клубы и залы
Кикбоксинг
Правила
Техника
Статьи
Кунг Фу (Ушу)
История
Статьи
Техника
Стили
Ушу Тайцзи-цюань
Книги
Мастер-класс
Удары руками
Удары ногами
Растяжка, гибкость, шпагат...
Мастер-Класс
Оружие
Меч
Дерево (нунчаку, тонфа, бо ....)
Разное
Русские стили
Самбо
Кадочников
Слав. Гориц. Борьба
Буза
История
Статьи
Техника
Разное
Самооборона
Для женщин
Техника
Оружие
Статьи
Клубы, залы
Книги
Таеквондо
История
Техника
Хапкидо
Статьи
Разное
Обзоры сайтов
Разное
Добавить статью


О древнерусских доспехах Мария Семенова Сабля, кинжал и боевой нож - История - Русские стили

 
В нашем представлении сабля служит неотъемлемым атрибутом мусульманского воина. Тем не менее, турецкие археологи, специально занявшиеся этим вопросом, установили: с VII по XIV век у арабов и персов, как и в Западной Европе, господствовал прямой меч. Он и по форме клинка был схож с западноевропейским, отличаясь в основном рукоятью.
Сабля же впервые появилась в VII-VIII веках в евразийских степях, в зоне влияния кочевых племен, где главной военной силой были отряды легких всадников, действовавших на просторе. Родина сабли - территория, где археологи находят древнейшие искривленные клинки, - простирается от Венгрии, Чехии и Северного Причерноморья до Алтая и Южной Сибири. Отсюда этот вид оружия и начал распространяться среди народов, которым силою исторических обстоятельств приходилось иметь дело с кочевниками.
Кольчуга
В глубочайшей древности человечество не знало защитных доспехов: первые воины шли в бой нагими. С другой стороны, во многих главах этой книги уже говорилось о непререкаемой силе традиций: считалось, что праотеческие порядки завещаны человечеству непосредственно самими Богами, а значит, обсуждению и тем более нарушению не подлежат. Однако история никогда не стояла на месте, технический прогресс двигался своим чередом. Со временем воины надели одежду и начали употреблять всевозможные защитные приспособления. При этом праотеческий закон, предписывающий в сражении наготу, отнюдь не был забыт. Уйдя из повседневной воинской жизни, он остался "на крайний случай", для последнего смертного боя, когда наш далекий предок уже не заботился о сбережении жизни и помышлял лишь о том, чтобы достойно принести себя в жертву Перуну, покровителю воинов. Свидетельства тому сохранили иностранные хроники, авторы которых имели дело с воинами-славянами - и как противники, и как союзники.
"Панцирей они никогда не надевают, - пишет византийский хронист VI века. Обратим внимание на следующие слова: - Иные же не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, и в таком виде идут на сражение с врагами..."
А вот как описывает "дела давно минувших дней" датский писатель, живший в XII веке. По его словам, "при рукопашном бое славяне перебрасывают свои щиты за спину... и с открытой грудью, выставляя все тело на раны, с мечом в руках бросаются на врага...".
Заметим, что здесь идет речь не о событиях XII века, а о гораздо более ранних. Согласимся - вид такого воина, исполненного презрения к смерти и чувствующего за собой исполинские тени Богов, мог заставить попятиться какого угодно врага.
Вероятно, уместно вспомнить здесь живописные полотна и монументы нашего времени, посвященные героизму солдат Великой Отечественной. Воины, принимающие последний бой, очень часто изображаются обнаженными по пояс. Вот какова сила традиции. Кольчуга, впрочем, тоже ведет свой род из глубокой древности. Первоначально появившись в Ассирии или Иране, она была хорошо известна римлянам и их соседям. Долгое время ученые полагали, что с гибелью Рима кольчуга в Европе была позабыта и опять обрела популярность лишь во времена крестовых походов, когда крестоносцы заново познакомились с нею на мусульманском Востоке. Однако позднейшие исследования археологов доказали, что на самом деле все было иначе: после падения Рима удобные и надежные кольчуги не только не исчезли из употребления, но, наоборот, получили широкое распространение в "варварской" Европе. Еще в римскую эпоху их узнали в Скандинавии; в VIII-IX веках нашей эры кольчуги носили по всей Восточной Европе от Прикамья, Западного Приуралья и Северного Кавказа до Чехии. Естественно, кольчуга при этом не могла не обрасти мистическими свойствами, с большим успехом заменив "божественную" наготу воина прежних веков.
 

 
 
 
Что же это были за свойства? Во-первых, кольчуга железная. Стало быть, она наследует всю магию металла, побывавшего под молотом кузнеца. Во-вторых, кольчуга, сплетенная из многих тысяч колечек, - изделие исключительно трудоемкое, а значит, тем более "священное" (и дорогостоящее). В-третьих, следует заглянуть в этнографический музей и присмотреться там к шаманскому одеянию. Ученые пишут, что стадию шаманизма прошли в разное время все народы мира. Ритуальные одежды шаманов весьма разнообразны, но есть между ними и сходство. В частности, фигурные железные бляшки, зачастую сплошь покрывающие костюм. Это обереги, призванные отпугивать злых духов и привлекать внимание добрых. Во время шаманского действа - камлания - они таинственно шумели и звенели в такт ударам бубна или барабана.
Воин в железной броне, идущий в атаку под мерный рокот барабанов, в глазах древних людей должен был выглядеть родным братом шамана. Со страниц хроник доносится глухой и мрачный барабанный бой, которым сопровождали свою атаку иные "варварские" племена. Война еще не успела стать для них ремеслом: всякий раз битва была хотя бы отчасти богослужением. Неудивительно, что некоторые воины впадали в неистовство, подобное экстазу шамана: проявляли немыслимую в обычных условиях силу и быстроту, не чувствовали ни страха, ни боли от ран, кусали свои щиты и утрачивали способность говорить - только рычали. Подобных воинов скандинавы называли "берсерками". Это слово толкуют по-разному: то ли "без рубашки", то ли "медвежья рубашка". Первое объяснение в комментариях не нуждается, второе же означает, что боевое бешенство якобы превращало берсерков в медведей. Во всяком случае, вели они себя подобающим образом. И для этого им не требовалось поедать мухоморы или вдыхать наркотический дым, как иногда ошибочно утверждают.
Историки пишут: даже доблестные римские легионы бывали полностью деморализованы атакой "воинов-шаманов" из варварских племен и в панике разбегались. А русская летопись рассказывает: наши воины, вышедшие однажды "в голых бронях" ради устрашения неприятеля, выглядели столь жутко, что решительно невозможно было смотреть... Одним словом, у самых разных народов "железная рубаха" служила не только индивидуальной защитой, но и знаком "воинской святости", немаловажным магическим средством достижения победы в бою.
Долгое время историки полагали, что с пластинчатыми доспехами - "бронями дощатыми" - славяне познакомились не ранее XII века. Археологам попадались в земле исключительно кольчуги. Одни авторы в связи с этим писали об "отсталости" наших предков, другие, наоборот, неумеренно восхваляли славянскую кольчугу в противовес якобы неудобным и неуклюжим латам рыцарей Запада. Вспоминали и существовавшее некогда мнение, будто Запад освоил кольчугу в том же XII веке. А третьи задавались вопросом: почему в таком случае обычная по археологическим материалам кольчуга почти не фигурирует на летописных миниатюрах, фресках и иконах, изображающих святых воинов?
Если в VI веке наши предки редко употребляли защитный доспех, то двумя столетиями позже они появляются уже в кольчугах собственного производства, причем славянские мастера работали в европейских, а не в азиатских традициях. Более того, по мнению историков, некоторые соседние кочевые племена, например печенеги, заимствовали кольчуги именно у славян. Кольчуги, изготовленные славянскими мастерами X века, через Болгарию попадали в далекий Хорезм. Это значит, они были изготовлены по самым передовым технологиям своего времени и были вполне "конкурентоспособны". Спустя некоторое время русские кольчуги получили известность и признание на рыцарском Западе. Французская героическая поэма "Рено де Монтобан" упоминает "добрую кольчугу, сделанную на Руси".
Только вот назывались ли тогдашние кольчуги - "кольчугами"? Это слово впервые упоминается в письменных источниках XVI века. В интересующую нас более древнюю эпоху бытовало иное название - "броня кольчатая". Что же касается слова "броня", языковеды расходятся во мнениях. Некоторые полагают, что оно заимствовано из германских языков, где существовало сходное слово с тем же значением. Их оппоненты пишут, что славянская и германская "брони" просто родственны одна другой. Кто прав - не нам судить.
На территории Древней Руси археологами найдено более сотни кольчуг IX-XIII веков, из них сорок целых. Таким количеством находок не располагает ни одна из стран западной Европы. Многие кольчуги найдены на местах древних битв, какие-то затерялись в руинах сгоревших городов, часть была брошена во время бегства: из летописей известно, что отступающее войско бросало буквально все, что мешало уносить ноги, нередко являясь домой "в исподнем" и босиком. Иные кольчуги найдены в древних могилах на телах погребенных витязей и вождей. Такие кольчуги порой со временем отвердевали, превращаясь в своего рода "скульптурные отпечатки" усопших воителей.
Кусочки кольчужной ткани, отдельные колечки находят порой и в женских могилах. Эти женщины совершенно не обязательно были воительницами. По мнению ученых, фрагменты кольчуг представляли собой мужской заупокойный дар любимой подруге: точно так же в мужских погребениях нередко находят женские бусы.
Мастера-кузнецы составляли кольчуги не менее чем из двадцати тысяч колец от 6 до 13 мм в поперечнике, при толщине проволоки 0,8-2,0 мм. Шестьсот метров проволоки требовалось для изготовления всего одной "железной рубашки". Кольца обычно бывали одинакового диаметра; лишь в позднем средневековье стали сочетать кольца разной величины, прикрывая наиболее уязвимые части тела мелким плетением. Некоторые кольца заваривалась наглухо. Каждые четыре таких кольца соединялись одним разомкнутым, которое после этого заклепывалось. Кропотливая работа требовала немалого навыка и большого терпения. Тем не менее для древнерусских кузнецов никакого секрета в ней не было. Археологи указывают, что даже с войском, по-видимому, ездили мастера, способные починить кольчуги прямо в походе. Об этом свидетельствуют наборы миниатюрных инструментов, найденные при раскопках. Древнерусская кольчуга отличалась от западноевропейской, которая уже в X-XI веках была длиной по колено, имела полный рукав и весила до 10 кг. Наши кольчуги были около 70 см длиной, имели ширину в поясе примерно 50 см, длина рукава составляла 25 см - до локтя. Разрез ворота находился посередине шеи или был сдвинут в сторону; застегивалась кольчуга без "запаха", воротник достигал 10 см. Вес такой брони равнялся в среднем 7 кг. Археологами найдены кольчуги, сделанные для людей разного телосложения. Некоторые из них сзади короче, нежели спереди, - очевидно, для удобства посадки в седле.
Перед самым монгольским нашествием появились кольчуги из уплощенных звеньев ("байданы") и кольчужные чулки ("нагавицы"). Во многих фильмах, претендующих на звание исторических, приходится видеть, как древнерусское войско, отправившееся на врага, выезжает в дальний путь "при полном параде" - в кольчугах и шлемах. В кольчугах расхаживают воины и у себя дома, отнюдь не будучи "при исполнении", и даже садятся в таком виде за праздничный стол. Ученые подчеркивают, что это - грубейшая ошибка кинематографистов. В походах доспехи всегда везли снятыми и облачались в них непосредственно перед сражением, иногда - в виду неприятеля. 3 древности бывало даже так, что противники вежливо ожидали, пока все должным образом приготовятся к битве.
И много позже, в XII веке, русский князь Владимир Мономах в своем знаменитом "Поучении" предостерегал против поспешного снятия доспехов тотчас же после битвы. Видимо, у реальных воинов, в отличие от "киношных", не было никакого желания попусту красоваться в тяжелых кольчугах.
 (избранные отрывки из книги "Быт и верования древних славян")
http://paganism.ru/a-armour.htm
 

Вернуться в раздел....
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




ПОДПИСКА
Изменение параметров

Новости единоборств

13.02.2011 Федор Емельяненко против Антонио Силвы. Победа Силвы техническим нокаутом во 2-м раунде (ФОТО-ВИДЕО)

14.07.2010 Федор Емельяненко против Фабрицио Вердума. Победа Вердума приемом, который стал одновременно болевым и удушающим. (ФОТО-ВИДЕО)

25.01.2010 Статья о Федоре Емельяненко, опубликованная в февральском номере журнала Men's Health. Страницы журнала. (ФОТО)

22.01.2010 Фёдор Емельяненко встретится в бою с Фабрицио Вердумом 16 Апреля (ФОТО)

Федор Емельяненко. "Достучался до небес" (ФОТО)

09.11.2009 Фёдор Емельяненко - Бретт Роджерс. Как это было (ФОТО-ВИДЕО)

08.11.2009 Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Победа Федора (ВИДЕО)

05.11.2009 Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Ударная тренировка Федора Емельяненко (ФОТО)

Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Трансляция турнира на НТВ ПЛЮС и Первом канале (ВИДЕО)

30.10.2009 Федор Емельяненко проведет показательный бой в Санкт-Петербурге

Пресс-конференция, посвященная бою Федор Емельяненко - Бретт Роджерс. (ФОТО)

Тренер Бретта Роджерса: "Федор Емельяненко будет шокирован" (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Утренняя тренировка Федора Емельяненко (продолжение) (ФОТО)

28.10.2009 Иван Емельяненко выиграл чемпионат Санкт-Петербурга по рукопашному бою. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Тренировка Федора Емельяненко. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Федор Емельяненко и его близкие. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Пресс-Релиз. (ФОТО)

21.10.2009 Бретт Роджерс готовится к поединку против Федора Емельяненко (ФОТО)

16.10.2009 Федор Емельяненко на телеканале CBS (ВИДЕО)

05.10.2009 Фёдор и Марина Емельяненко обвенчались в храме Святителя Николая. (ФОТО)