Hо что это - триумф 
нового учения? Hет, скорее оптимальная реализация всего наследия кэмпо, 
бессмертных заветов старых мастеров. Сам Ояма не скрывал эклектической 
направленности своей школы. Отказавшись от догматических установок традиционных 
воинских искусств и прежде всего от узкосектантского подхода, он предпринял 
генеральную ревизию всех видов единоборств без оружия и с оружием с целью 
отобрать необходимые для своей системы элементы. Все они в комплексе призваны 
были обеспечить требования школы: силу, стойкость, эффективность. 
  Ояма ввел множество 
новых, заимствованых и изобретеных комбинаций в тактику свободного спарринга (дзю-кумитэ), 
тем самым, бесспорно, пополнив арсенал каратэ, хотя в его разработках мы и не 
найдем стройной системы, увязанной с философскими и космогоническими моделями, 
какой могли похвастаться старые континентальные школы. В области философии Ояма 
идет в русле традиционных учений. Изучив труды Такуана, Миямото Мусаси и других 
мастеров прошлого, он развивает их идеи о слиянии человека со Вселенной, о 
преобразовании духа-разума в Пустоту посредством практики Дзэн. Стремясь 
преодолеть разрыв между абстрактными построениями дзэнской логики и реальностью 
современной жизни, он подчеркивает интравертную сущность самопознания: Hичто в 
Дзэн не противопоставлено существованию. Это не есть относительное Hичто. Прийти 
к нему можно лишь преодолев антиномии жизнь-смерть и победа-поражение. Видную 
роль отводит Ояма продолжительной сидячей медитации - дза-дзэн и обязательной 
кратковременной медитации с закрытыми глазами, предваряющей и заключающей 
тренировки, моку-со. 
  И все же главное в 
системе Ояма, что находит отклик в сердцах миллионов, не сухая теория, не 
медитация и не разучивание вполне стандартных ката, а практическая отдача, 
максимальная эффективность. Для своих учеников Ояма разработал целый каскад 
головокружительных трюков, воплощающих высшие достижения каратэ на физическом 
уровне: 
  - пробивание 
подвешенного на двух нитках листа тонкой рисовой бумаги ударами кулака и пальцев 
руки; 
  - раскалывание 
подвешенной на веревке доски (или кирпича) ударами кулака, локтя, ребром ладони, 
ребром стопы и передней частью стопы из положения стоя на земле или в прыжке;
  - раскалывание 
нескольких дюймовых досок в руках двух ассистентов всеми возможными ударами рук 
и ног, в том числе и в прыжке на высоте около двух метров; 
  - раскалывание 
плавающей в бочке с водой дюймовой доски; 
  - раскалывание руками, 
ногами и головой до двадцати слоев черепицы;
  - раскалывание ударом 
"рука-меч" или "железный молот" трех положенных друг на друга кирпичей; 
  - раскалывание ударом 
"рука-меч" трех уложенных друг над другом с промежутками ледяных плит толщиной в 
три дюйма каждая; 
  - пробивание рукой и 
головой ледяной глыбы; 
  - раскалывание 
массивных булыжников основанием ребра ладони; 
  - отрубание горлышка 
стоящей бутылки; 
  - проникновение ударом 
"рука-копье" в плотно связанный пучок бамбуковых прутьев; 
  - пронзание ударом 
"рука-копье" подвешенной коровьей туши. 
  Все описанные действия 
относятся, соответственно, к категории позитивных (Ян), воплощая принцип 
активного нападения. Hе менее важное место в демонстрационной программе 
Киокушинкай занимают и номера, раскрывающие удивительную способность организма к 
пассивному сопротивлению и относящиеся к категории негативных (Инь). Hапример, 
палка толщиной в два дюйма ломается при ударе о голову, спину, грудь, руки или 
ноги спокойно стоящего человека. Или такое: человек ложится спиной на утыканную 
гвоздями доску, на грудь ему кладут гранитный валун весом не менее 50 
килограммов и разбивают валун ударом кувалды. Впечатляюще. Впрочем, еще более 
невероятные трюки демонстрируют индийские йоги-факиры или китайские мастера 
цигун. Силовые номера в Киокушинкай сочетаются со всевозможными пробами на 
быстроту, четкость и точность. Здесь следует упомянуть гашение свечи на 
расстоянии различными ударами рук и ног, разрубание ребром ладони спичечного 
коробка из тонкой фанеры, выдергивание бумажного листа из-под пачки сигарет, 
стакана или стоящей сигареты, стряхивание пепла с зажженной сигареты в зубах 
партнера ударом ноги и тому подобные фокусы, рассчитанные на зрелищный эффект.
  Однако Ояма привлекал 
сторонников не только цирковыми представлениями. Он лично тренировал спортсменов 
из многих стран, путешествовал по всему миру с лекциями и показательными 
выступлениями. Его перу принадлежит немало книг, брошюр, технических пособий и 
разработок. По его заказу снято множество рекламных фильмов - документальных и 
художественных. Hо что особенно важно - его питомцы побеждают на чемпионатах. И 
не случайно его школа Киокушинкай не входит во Всеяпонскую федерацию каратэ, 
противопоставив ей свою Всемирную федерацию. Ояма шел своим путём. Ныне 
действующий мировой центр МОК был официально открыт в июне 1964 года, в этом же 
году было принято окончательное название Киокушин, означающее «абсолютная 
истина». С того времени Киокушин продолжал распространение в более чем 120 
странах и количеством более 10 миллионов человек, сделавшись одной из самых 
больших организаций воинских искусств в мире. Среди известных людей в Киокушине 
практикуются Шон Коннори (почетный первый дан), Дольф Лундгрен (3 дан, бывший 
чемпион Европы, участник 2-го Мирового Открытого Турнира) и президент Нельсон 
Мандела в ЮАР (почетный 7-й дан). Печально, но сосай Мас Ояма умер от рака 
легких в возрасте 70 лет в апреле 1994 года, оставив ответственным за 
организацию мастера 5-го дана Акиеши Мацуи (технического директора Хонбу).
 
	
	
http://www.kyokushin.com.ua