Статей на сайте [17561]
ГлавнаяНовостиСтатьиПартнерыМагазинФорумКарта сайта
Айкидо
История
Техника
Клубы, залы
Персона
Статьи
Джиу-Джитсу
История
Техника
Бразилия
Клубы, залы
Разное
Дзюдо
История
Персона
Приемы
Статьи
Разное
Капоэйра
Персоналии
История
Техника
Статьи
Карате Ашихара
История
Персона
Техника
Статьи
Клубы и залы
Карате Киокушин
Персоналии
Техника
Клубы, залы
Ката
Статьи
Карате Шотокан
История
Приемы
Ката
Персона
Разное
Карате Эншин
Статьи
История
Техника
Клубы и залы
Кикбоксинг
Правила
Техника
Статьи
Кунг Фу (Ушу)
История
Статьи
Техника
Стили
Ушу Тайцзи-цюань
Книги
Мастер-класс
Удары руками
Удары ногами
Растяжка, гибкость, шпагат...
Мастер-Класс
Оружие
Меч
Дерево (нунчаку, тонфа, бо ....)
Разное
Русские стили
Самбо
Кадочников
Слав. Гориц. Борьба
Буза
История
Статьи
Техника
Разное
Самооборона
Для женщин
Техника
Оружие
Статьи
Клубы, залы
Книги
Таеквондо
История
Техника
Хапкидо
Статьи
Разное
Обзоры сайтов
Разное
Добавить статью


ЛИЧНАЯ САМООБОРОНА/САМОЗАЩИТА - Статьи - Самооборона

Авторы:
Степанов М.В.
- руководитель клуба «Самооборона 100%»
Майоров О.В.
- к.п.н., доцент РГУФК, тренер клуба «Самооборона 100%»
- Шебалов А.В., партнер клуба «Самооборона 100%», главный тренер юношеской сборной г. Москвы, по рукопашному бою, преподаватель кафедры рукопашного боя РГУФК


В данной статье «самооборона» рассматривается нами как комплексная система, состоящая из взаимосвязанных между собой проектов социальной, коммерческой и информационно-познавательной направленности. От реализации данных проектов зависит успешность популяризации программ, школ и клубов, пропагандирующих системы подготовки по личной безопасности.

Подготовка гражданских лиц по программам «личной самообороны» является сегодня востребованным и зачастую коммерчески выгодным направлением на рынке образовательных и информационных услуг, связанных с миром единоборств и безопасности, так как высокий уровень криминала и угроза терроризма заставляют:
а) специалистов ускорить разработку эффективной/реальной/доступной системы самозащиты обыкновенных граждан, отличающейся по своей функциональной применимости от спорта и боевого искусства, а также подразумевающей изначальное жесткое (жестокое) отношение к агрессору;
б) граждан осуществить выбор организаций и личностей, осуществляющих преподавание по направлению «самооборона» и ее популяризацию.
В связи с этим нетрудно прогнозировать рост конкуренции между различными авторами, школами, клубами, системами и программами, которые видят путь собственного эффективного существования и развития:
- или в диверсификации традиционного стиля боевых искусств/спортивных единоборств, включая в программу их преподавания раздел «самозащита»;
- или в создании на базе нескольких (многих) стилей и видов единоборств автономной/универсальной/прикладной системы, отличающейся от других подобных систем, как правило, только методиками преподнесения теоретического и практического материала.
Конечно, каждый путь имеет право на существование и находит собственного почитателя и последователя, но на рынке услуг большую популярность, а значит и возможность получения имиджевых, репутационных и коммерческих дивидендов, получит тот, кто изначально ориентирован на создание качественного «маркетингового продукта», характеризующегося следующим:
- точным определением характеристик собственного потребителя (целевой аудитории);
- ценой, адекватной платежным возможностям целевой аудитории;
- «местом» преподнесения информационного, образовательного и прикладного материала;
- способом «продаж» данного маркетингового продукта, которым является «самооборона».
Первые шаги разработки и внедрения технологий «продвижения» самообороны должны базироваться на учете и использовании аналитических и маркетинговых данных о:
- современном состоянии и динамике развития общественных процессов (социокультурных, экономических, политических и др.);
- развитии информационных технологий и возможности их использования в распространении информации о программах самообороны, а также возможности их использования в качестве методов, сопутствующих проведению занятий;
- возрастающей роли систем и методов эффективных межличностных и дистанционных коммуникаций;
- наличие в обществе демократических и либеральных ценностей, среди которых особо отметим свободу личности, характеризующейся активной жизненной позицией человека и его свободой выбора.
Потребители «самообороны» как маркетингового продукта.
Потребитель продукта – занимающийся самообороной – является главным «компасом», указывающим направления разработки методик преподавания и «продвижения» самообороны. Учет и знание потребностей, жизненных ориентиров, мотиваций занимающегося позволяет программам быть «пластичными» (т.е. легко корректироваться, варьироваться, обновляться и заменяться) в силу быстро меняющихся условий жизнедеятельности общества и его отдельных групп.
Понимая, что сегодня в методиках личной безопасности нуждаются практически все категории граждан, независимо от их социальной роли и социального статуса, отметим основную целевую аудиторию, которая является наиболее активной в потреблении «продукта» и наиболее платежеспособной – это представители среднего класса и работающая молодежь.
Основными мотивами занятий самообороной у данной целевой аудитории являются, как ни странно, не стремление освоить технику приемов самообороны, а:
- получение комплексной информации способствующей личной безопасности, безопасности собственности и безопасности родных и близких;
- удовлетворение потребностей в общении и интересном (познавательном) досуге;
- потребность в повышении психологической устойчивости в экстремальных ситуациях.
При этом специфика профессиональной деятельности данной аудитории и постоянное психологическое ощущение ею потенциальной опасности, не позволяет программам самообороны строиться на длительной основе. Согласно нашим исследованиям, потребитель «продукта» отдает предпочтение ускоренной системе подачи материала, форсирующей длительные методики общефизической, психологической и спортивной направленности, и предъявляет к нему следующие требования:
- простота преподнесения материала, что стимулирует поиск/разработку доступных приемов самообороны и способствует более быстрому их освоению занимающимися;
- реальность в преподавании (приближенность к реальным ситуациям, связанным с защитой собственной жизни и здоровья), основанная на прикладных знаниях, здравом смысле и опыте;
- адекватность информационных и прикладных методик реалиям сегодняшнего дня, что возможно благодаря проведению постоянного мониторинга информации криминального свойства, а также проведению на его основе обновления/коррекции форм и методов обучения личной безопасности.
Игнорирование данных требований зачастую приводит к уменьшению числа занимающихся, формированию негативного общественного отношения к программам (как не удовлетворяющих желание «клиента») и распространению искаженной информации о системе подготовке как некачественном «продукте».
Стоимость «самообороны» как «маркетингового продукта».
В данном разделе мы не станем рассматривать конкретные цифры стоимости занятий, которые зависят от множества факторов (близость к транспортным маршрутам и людским потокам, качество и удобство помещения для занятий, наличие подсобных помещений и др.), так как в отличие от многих видов услуг самооборона, являясь достаточно специфическим явлением, к данным факторам практически не «привязана».
Уделим внимание к методикам повышения цены.
1. Личность тренера.
Ключевая роль в технологии повышения стоимости услуг отводится личности тренера/инструктора, который представляется нам в виде ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ личности, что подразумевает наличие у него таких качеств (помимо должного профессионального уровня) как:
- высокий уровень коммуникабельности, инициативности в общении;
- хорошая вербальная/ораторская подготовка;
- наличие в характере харизматических черт (черт лидера);
- наличие в характере творческой составляющей, позволяющей быть ему пластичным в общении, в разработке и преподнесении материала;
- широкий кругозор, базирующийся на знании (как минимум - базовых) таких дисциплин как возрастная педагогика и психология, культурология и политология, религиоведение и социальная коммуникация, основы безопасности жизнедеятельности и спортивная медицина;
- позитивный психологический настрой и активная жизненная позиция.
Наличие данных качеств позволяет выйти на более качественный уровень взаимодействия в системе «тренер-занимающийся», характеризующийся более оперативным определением потребностей занимающегося, доверительностью отношений, высоким уровнем коммуникаций, что в конечном счете не вызывает отторжения предлагаемой цены за оказание образовательных и информационных услуг.
2. Методика подачи материала.
Самообороне, которая является, как уже говорилось, специфическим явлением, достаточно тяжело провести «отстройку» от своих прямых конкурентов – спортивных единоборств и боевых искусств. Целевая аудитория в силу наличия у нее стереотипного отношения к миру единоборств, на этапе получения информационно-рекламных материалов в большинстве случаев:
- или не видит между самообороной и спортивными единоборствами и боевыми искусствами никакой разницы;
- или видит в самообороне только узкоспециализированную методику, характеризующуюся освоением техники и тактики исполнения приемов, взятых из тех же единоборств и боевых искусств.
Поэтому для самообороны действенным способом собственной популяризации, формой рекламы и PR часто являются оригинальные подходы/методики проведения занятия и других сопутствующих мероприятий.
В число таких методов входят: разработка оригинальных тренажеров, варьирование местом и условиями проведения тренировки, моделирование жизненных - реальных ситуаций, связанных необходимостью проведения комплекса мер по собственной безопасности, проведение интерактивных мероприятий (прямых и дистанционных) с занимающимися, оказание дополнительных услуг (см.п 3,4).
3. Дополнительные услуги.
Видится «опасным» и не верным подход в методике подачи материала, в котором тренер по самообороне является в одном лице и практикующим психологом, и врачом, и консультантом по вопросам безопасности во всех ее проявлениях и т.п. Естественно, нами признается факт существования персоналий, обладающих полными и точными знаниями и умениями в различных областях, но данный факт - скорее исключение из правил.
Более верным в PR-технологиях самообороны является метод привлечения специалистов различной направленности для проведения дополнительных занятий, мастер-классов, тренингов и семинаров. Это не только формирует в сознании потребителя отношение к организации как к комплексной системе, но и существенно повышает коммерческие и рекламные возможности создателей подобной системы.
К примеру, создание в структуре деятельности организации сопутствующих/дополнительных направлений, которым занимаются профессионалы, позволяет повысить уровень доверия со стороны занимающегося к качеству преподаваемого материала, а значит и к формированию у него понимания необходимости оплачивать более высокую стоимость занятий. При этом создаются возможности расширения целевой аудитории посредством:
- получения дополнительных услуг в рамках системы самообороны близкими, родственниками, детьми занимающихся;
- использование информационно-рекламных ресурсов всех участников программы;
- использование имиджа и репутации всех участников программы.
Данные услуги многообразны, их число и качество зависит от степени активности организации и ее партнеров (кабинеты врачей - специалистов по профилактики и лечению стрессов, реабилитации жертв агрессии и насилия; курсы психотренингов, оздоровительные услуги, информационные семинары, консалтинговые центры, корпоративные мероприятия, продажи продукции, сопутствующей самообороне и безопасности и т.п.).
4. Интерактивные мероприятия.
Важной формулой успеха организаций, ведущих преподавание по самообороне, является разработка и создание систем общения и взаимодействия занимающихся, тренерского и руководящего состава в рамках постоянно действующего информационного пространства, которое представлено:
- своеобразным клубом для общения (совмещение занятий с возможностью нахождения нужных деловых связей, получения полезных для бизнеса и отдыха знаний и информации);
- системой общения в сети Интернет (форумы на сайтах, рассылка электронных новостей, межличностный диалог, общение с носителями других культур и ценностей);
- системой позиционирования организации занимающегося, его проектов, идей и технологий посредством ресурсов структуры, ведущей занятия по самообороне (информация и электронные банеры на сайте, предоставление координат потенциальных партнеров, представление организацией рекламного места на собственных информационно-рекламных носителях).
Благодаря такому подходу, занимающийся из объекта рекламного воздействия, из пассивного получателя информации, значимой только для него, превращается в непосредственный «рекламный носитель» организации, способствующий распространению достоверной информации о качестве «продукта» и его отличительных особенностях.
Способы продаж «самообороны» как маркетингового продукта
В силу незначительного рекламного бюджета (или в силу его отсутствия) многие организации на рынке «продаж» собственного продукта осуществляют рекламную политику, основанной на разработке узкоспециализированных методик, способствующих привлечению как можно большего числа занимающихся, способных оплачивать занятия и услуги. К таким методикам, как правило, относится:
- размещение рекламы в тематических/специализированных журналах и газетах;
- не санкционированное (а значит не качественное и не обладающее высокой репутацией) размещение рекламных носителей в общественных местах;
- продвижение через СМИ, интересующихся оригинальными тематиками, что, однако, приводит к долгому ожиданию появления или поиску подобных СМИ.
Конечно же, успешность коммерческой деятельности организации является залогом для ее развития, поиска новых направлений деятельности, способствующей увеличению своего финансового оборота и прибыли, однако ориентир только на коммерцию вряд ли является стратегически верным шагом.
Современные технологии популяризации систем самообороны должны базироваться на расширении целевой аудитории, что возможно за счет:
- удовлетворения процессов познания окружающего мира как можно большего числа различных аудитории;
- решения социальных задач государства, общества и его отдельных групп.
В рамках познавательной направленности таким методами являются организация и проведение PR-акций и мероприятий, разработанных на основе различных видов и форм искусства. Среди подобных мероприятий эффективно себя могут зарекомендовать:
- проведение тематических (в том числе и передвижных) фотовыставок;
- проведение творческих конкурсов среди занимающихся и интересующихся самообороной;
- участие в выставках-ярмарках различной направленности (спортивные, оздоровительные, рекламные, образовательные, творческие);
- творческое партнерство по созданию видеофильмов и видеороликов.
Социальная значимость самообороны подразумевает организацию комплексных услуг для различных слоев населения:
- проведение информационных и познавательных семинаров и тренингов на бесплатной основе;
- публикация статей в научно-популярных журналах;
- создание консультационных центров;
- содействие в разработке и реализации;
- организация партнерства с социальными и силовыми структурами;
- организация партнерства с образовательными учреждениями;
- организация партнерства с медицинскими учреждениями;
- разработка и публикация методических пособий по различным аспектам самообороны.
Данные методы являются эффективными способами «вывода» информации о деятельности организации за территорию места проведения занятий, за рамки действия узкоспециализированной рекламы и информации, размещаемой в целевых средствах массовой информации. Данные технология также способствует возможности создания дополнительных коммерческих направлений, к примеру, таких как «привлечение спонсоров» и «рекламодателей», оказание коммерческих услуг другим подобным и смежным самообороне организациям.
В завершении краткого обзора технологий популяризации направления «самооборона» хотелось сделать акцент на следующем. Какую бы программу подготовки по направлению «самооборона» себе не выбрал человек, он должен «окунуться» в ее разнообразный и увлекательный мир, найти единомышленников и партнеров под руководством компетентного инструктора. И тогда самооборона станет для него не только полезным, но и долгосрочным занятием. Атмосфера позитивного отношения к жизни, стремления к познанию мира с целью гармоничного существования без наличия комплексов и страха – вот главная цель, заслуга и достояние современных программы самообороны.
Степанов М.В.
- руководитель клуба «Самооборона 100%»
Майоров О.В.
- к.п.н., доцент РГУФК, тренер клуба «Самооборона 100%»
- Шебалов А.В., партнер клуба «Самооборона 100%», главный тренер юношеской сборной г. Москвы, по рукопашному бою, преподаватель кафедры рукопашного боя РГУФК


© статья из журнала «Фактор риска». Все права защищены. При использовании ссылка на журнал клуб «Самооборона 100%»

(095) 514-79-23,www.samooborona.org

Вернуться в раздел....
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




ПОДПИСКА
Изменение параметров

Новости единоборств

13.02.2011 Федор Емельяненко против Антонио Силвы. Победа Силвы техническим нокаутом во 2-м раунде (ФОТО-ВИДЕО)

14.07.2010 Федор Емельяненко против Фабрицио Вердума. Победа Вердума приемом, который стал одновременно болевым и удушающим. (ФОТО-ВИДЕО)

25.01.2010 Статья о Федоре Емельяненко, опубликованная в февральском номере журнала Men's Health. Страницы журнала. (ФОТО)

22.01.2010 Фёдор Емельяненко встретится в бою с Фабрицио Вердумом 16 Апреля (ФОТО)

Федор Емельяненко. "Достучался до небес" (ФОТО)

09.11.2009 Фёдор Емельяненко - Бретт Роджерс. Как это было (ФОТО-ВИДЕО)

08.11.2009 Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Победа Федора (ВИДЕО)

05.11.2009 Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Ударная тренировка Федора Емельяненко (ФОТО)

Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Трансляция турнира на НТВ ПЛЮС и Первом канале (ВИДЕО)

30.10.2009 Федор Емельяненко проведет показательный бой в Санкт-Петербурге

Пресс-конференция, посвященная бою Федор Емельяненко - Бретт Роджерс. (ФОТО)

Тренер Бретта Роджерса: "Федор Емельяненко будет шокирован" (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Утренняя тренировка Федора Емельяненко (продолжение) (ФОТО)

28.10.2009 Иван Емельяненко выиграл чемпионат Санкт-Петербурга по рукопашному бою. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Тренировка Федора Емельяненко. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Федор Емельяненко и его близкие. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Пресс-Релиз. (ФОТО)

21.10.2009 Бретт Роджерс готовится к поединку против Федора Емельяненко (ФОТО)

16.10.2009 Федор Емельяненко на телеканале CBS (ВИДЕО)

05.10.2009 Фёдор и Марина Емельяненко обвенчались в храме Святителя Николая. (ФОТО)