В теории пяти стихий Дерево  и  Огонь  
относятся  к  светлой стороне  ки, металл и вода - к тёмной стороне ки, 
а Земля, как считают, находится посередине. Изменения климата и счастья людей 
могут  быть предсказаны  по приливам и отливам, гармоничной и антагонистической 
работе пяти стихий. В Книге Перемен сплошная линия (---) 
символизирует ян, а пунктирная линия (- -) - инь, и их 
разные сочетания  образуют восемь тройных комбинаций, соответствующих состояниям 
созидания, чувствительности, подъёма, нежности, опустошения, нервозности, 
спокойствия и радости. Для целей предсказания они  могут  быть прочитаны и 
истолкованы как основа различных явлений. В более  широком  смысле, принцип  
ки ассоциировался с работой двойственной системы инь-ян.
  
Первичный метафизический принцип ки был 
принесён в Японию в период правления династий Нара (710-94) и Хейан 
(794-1185) и был в целом поддержан. Впоследствии на его интерпретацию повлияло 
внесение  буддизма, распространявшегося из Индии через Китай, в частности 
концепции предопределения по карме.
  
Идея  ки  соединялась  с  естественными 
взглядами на  природу,  и  она  стала  восприниматься  как  сила, отвечающая за 
все циклические процессы роста,  увядания, цветения и плодоношения трав и 
деревьев.  Возникли многие  сложные  слова, непосредственно связанные с этими 
природными аспектами: накопление энергии – йо-ки,  восстановление жизни –
кай-ки, духовная энергия - сэй-ки,  и  т. д.  Она  была  также  
отождествлена  с  мощной демонической  силой,  контролирующей   любовь   и   
ненависть   в межличностных отношениях, и была включена в магическо-религиозную 
концепцию инь-ян, теорию пяти стихий. Отражение этого можно найти 
в литературе эпохи Хейан, например "Сказании о Генджи".
  
Наиболее резкие изменения в трактовке и 
применении понятия ки начали проявляться с развитием класса самураев, 
начиная с конца периода Хейан. Процесс продолжался в периоды правления 
династий Камакура (1185 -1336) и Муромахи (1336-1573) и достиг 
максимума в начале периода Токугава (1603-1868). Самураи, постоянно 
ощущающие угрозу  смерти  на поле боя,  понимали ки как храбрость – 
ши-ки, силу воли – и-ки,  решительность – гэн-ки и мужество – 
ю-ки. Они были также  знакомы  с  понятиями  равномерности  - хэй-ки  
и накопления энергии -  су-ки, в основе которых  лежит энергия дыхания –
ки-соку, основа жизни и смерти.
  
Во время периода правления династии Токугава, 
когда Япония получила 300 лет относительно мирного существования, возникли 
крупные споры о бу-дзюцу, и появилась цель создания теоретической основы  
искусства владения мечом с тем, чтобы не допустить его дегенерации и потери им 
жизненности. В результате этих дискуссий сформировалась логичная теоретическая 
концепция ки, а также взгляды на её философские и духовные возможности. В 
последнем направлении произошёл возврат и идеям инь и ян.
  
Например, в известном  труде по классическому 
дзю-дзюцу, которое тесно связано с современным дзю-до и имеет черты 
сходства с Айки-до, мы находим следующее высказывание, которое 
процитируем по "Дэнсо Чусаку", труду школы Кито:
  
"Кито означает подъём и падение. Подъём 
соответствует форме инь, а падение - форме ян. Победа достигается 
повторным возвратом к ян и повторным возвратом к инь... Когда враг 
проявляет инь, побеждайте за счёт ян. Когда суть врага ян, 
побеждайте за счёт инь... Увеличивая могущество разума, ритмичность  в  
сочетании  с силой  и гибкостью показывает  мастерство  техники. Наша школа 
учит, что уничтожить чью-то силу и победить  врага  его  собственной  силой 
можно за счёт ки. Тот, кто отрицает значение силы, действует на основе 
фундаментального принципа. Тот, кто не надеется на силу, а использует  ки, 
достигает  того, что сила врага обращается в противоположную сторону, и он 
падает за счёт неё сам.  В этом суть победы над врагом с использованием  его 
собственной силы. Вы должны внимательно относиться к этому положению. По сути, 
за счёт этого слабый побеждает сильного".
  
Чтобы проиллюстрировать значение ки в 
искусстве работы с мечом, мы процитируем следующие   высказывания,  выражающие 
определённые точки зрения:
  
"Возможность победы зависит от ки. 
Внимательно следя за ки врага и двигаясь в соответствии с ней,  вы как бы 
держите перед  собой возможность победы. В дзэн в этом случае говорят о "возможности 
проявления дзэн". Возможность победы даёт ки, которая спрятана и 
открыто не проявляется" (Хэйхо кадэн со).