Статей на сайте [17561]
ГлавнаяНовостиСтатьиПартнерыМагазинФорумКарта сайта
Айкидо
История
Техника
Клубы, залы
Персона
Статьи
Джиу-Джитсу
История
Техника
Бразилия
Клубы, залы
Разное
Дзюдо
История
Персона
Приемы
Статьи
Разное
Капоэйра
Персоналии
История
Техника
Статьи
Карате Ашихара
История
Персона
Техника
Статьи
Клубы и залы
Карате Киокушин
Персоналии
Техника
Клубы, залы
Ката
Статьи
Карате Шотокан
История
Приемы
Ката
Персона
Разное
Карате Эншин
Статьи
История
Техника
Клубы и залы
Кикбоксинг
Правила
Техника
Статьи
Кунг Фу (Ушу)
История
Статьи
Техника
Стили
Ушу Тайцзи-цюань
Книги
Мастер-класс
Удары руками
Удары ногами
Растяжка, гибкость, шпагат...
Мастер-Класс
Оружие
Меч
Дерево (нунчаку, тонфа, бо ....)
Разное
Русские стили
Самбо
Кадочников
Слав. Гориц. Борьба
Буза
История
Статьи
Техника
Разное
Самооборона
Для женщин
Техника
Оружие
Статьи
Клубы, залы
Книги
Таеквондо
История
Техника
Хапкидо
Статьи
Разное
Обзоры сайтов
Разное
Добавить статью


Способность видеть в боевых искусствах Часть 2 - Разное - Разное

Мецука-но-ката… Янь-фа… что ещё?
Среди большого числа довольно известных понятий в будо много и тех, смысл которых остается неясен, это касается и классических понятий… Так, «Мецука-но-ката» это «техника взгляда», одного из основных составляющих боя (то же, что и Янь-фа в Китае). Конечно, «направить свой взгляд» кажется, несомненно, важным… Взгляд – это основной элемент, определяющий исход боя: победу или поражение. Но как применить его на практике? Какой взгляд? Надо видеть или смотреть? Внимательно наблюдать или дать возможность сознанию самому ухватить то, что важно? Нужно ли смотреть на противника или мимо него? Или вовсе не смотреть? Должен ли взгляд быть непринужденным или сверлящим? Поверхностным или неотрывным? Чтобы взгляд казался «боевым» достаточно ли сдвинуть брови, сделать устрашающее выражение лица (типа «если взглядом можно было бы убить»)…? Взгляд говорит и втирается в доверие, предает и завораживает. Взгляд имеет некую силу и участвует в стратегии боя. Глаза излучают внутреннюю силу, решимость, но, в то же время, являются для противника «зеркалом души», где скрываются намерения… У одних можно читать по глазам как по раскрытой книге, у других – натыкаешься на глухую стену.
На эту тему в традиционном учении о боевых искусствах существует масса сведения. Например, «взгляд с далёкой горы» («Эндзан-но-мецуке»), который направлен не непосредственно на противника, а окружает его, пересекает его, контролирует с головы до ног. Это же подразумевают в выражениях «Койо-но-мецуке» или «Тодзан-но-мецуке», говоря о внимательном взгляде, охватывающем в одно мгновенье все целиком и в деталях. Взгляд не должен останавливаться на видимом, на внешнем облике, он должен дойти до конца видимого и, более того, заглянуть в сердце (что в идеале значит: «посмотреть третьим глазом в сознание противника»). Сознание, не прикрепляясь к отдельным деталям, может воспринимать противника целостно, чувствовать его намерения (известный монах Дзен-буддизма Такуан, мастер битвы на мечах, настоятельно советовал никогда не смотреть на меч противника). Никогда не заглядывайте в глаза противнику, старайтесь смотреть на уровне его горла (дыхания). Нигде не задерживайте свой взгляд, надеясь догадаться об угрожающей опасности. Не забывайте, что противник также может прочесть в ваших глазах о ваших намерениях и эмоциях… Я знаю, что есть люди, способные волевым усилием выразить во взгляде полнейшее равнодушие… Безусловно, существуют талантливые актеры, но я сильно сомневаюсь, что в момент истины присутствие духа и контроль над эмоциями действительно способны произвести подобные изменения. На практике же, в жизненных ситуациях глаза не могут солгать (страх, сомнение, агрессия, жестокость, объявление об атаке…).
Итак, все вышесказанное можно свести к трем манерам «видеть» в бою, что присутствует в подготовке, в самом бою или финальном руководстве любой схватки.
Можно…
…СМОТРЕТЬ – это уровень для начинающих. Инстинктивно фиксируют свой взгляд на противнике, вернее на той части, от которой исходит опасность (ноге, руке, оружии). Даже сама по себе сила, которую вкладывают во взгляд, может наводить ужас на противника и заставить его бежать. Это сосредоточенное видение, с «туннельным эффектом».
…ВИДЕТЬ – это второй уровень. Нужно уметь смотреть, как будто бы не смотря, видеть опасность целиком, не обращая внимания на конкретные детали. Это означает обладать общим и «периферийным» видением противника, когда речь идет о нескольких источниках опасности, уже известных или только возможных (отсюда и понятие «периферийный поиск», см. ниже). В двух этих случаях речь идет об открытом, свободном, подвижном, воспринимаемом наблюдении.
…ЧУВСТВОВАТЬ – это высший уровень. Нужно уметь чувствовать вещи, не смотря на них, догадываться о намерениях одного или нескольких противников на десять ходов вперёд. Здесь речь уже не идет о взгляде как таковом.
 «Туннельное видение» – ловушка…
Первый способ воспользоваться глазами – это СМОТРЕТЬ: когда опасность вторгается неожиданно, очень близко, и обзор неизбежно оказывается в плену так называемого «туннельного видения». Взгляд концентрируется на явной опасности, фокусирующей всё внимание и мобилизующей, если это необходимо, всевозможные инстинктивные реакции, несмотря на неблагоприятные последствия. Этот тип поведения хорошо известен в залах для занятия восточными единоборствами, в классическом кумите, где борешься только с одним противником (как и с партнером в зале) и который поглощает все внимание в одном направлении, чуть ли не гипнотизирует, что само по себе ужасно, когда находишься в состоянии стресса или в большой опасности (в ситуации чрезвычайной важности, когда на кону жизнь). В «настоящем» мире, непредсказуемая реакция, эмоциональный всплеск, выброс адреналина – вещи, ускользающие из под контроля (которые невозможно воспроизвести на тренировках в залах, т.к. вам заранее известно, что будет граница, которую ни Вы, ни противник не сможет перейти) – заставляют перескочить стадию «оранжевого» в «цветовой шкале опасности»*. Вы переходите из «желтого» сразу в «красное», и вернуться назад, в прежнее, «желтое» состояние уже сложно. Настоящее столкновение слишком жестоко.
http://www.orenburg.ru/nftk/publ/st_haber.html
 

Вернуться в раздел....
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




ПОДПИСКА
Изменение параметров

Новости единоборств

13.02.2011 Федор Емельяненко против Антонио Силвы. Победа Силвы техническим нокаутом во 2-м раунде (ФОТО-ВИДЕО)

14.07.2010 Федор Емельяненко против Фабрицио Вердума. Победа Вердума приемом, который стал одновременно болевым и удушающим. (ФОТО-ВИДЕО)

25.01.2010 Статья о Федоре Емельяненко, опубликованная в февральском номере журнала Men's Health. Страницы журнала. (ФОТО)

22.01.2010 Фёдор Емельяненко встретится в бою с Фабрицио Вердумом 16 Апреля (ФОТО)

Федор Емельяненко. "Достучался до небес" (ФОТО)

09.11.2009 Фёдор Емельяненко - Бретт Роджерс. Как это было (ФОТО-ВИДЕО)

08.11.2009 Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Победа Федора (ВИДЕО)

05.11.2009 Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Ударная тренировка Федора Емельяненко (ФОТО)

Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Трансляция турнира на НТВ ПЛЮС и Первом канале (ВИДЕО)

30.10.2009 Федор Емельяненко проведет показательный бой в Санкт-Петербурге

Пресс-конференция, посвященная бою Федор Емельяненко - Бретт Роджерс. (ФОТО)

Тренер Бретта Роджерса: "Федор Емельяненко будет шокирован" (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Утренняя тренировка Федора Емельяненко (продолжение) (ФОТО)

28.10.2009 Иван Емельяненко выиграл чемпионат Санкт-Петербурга по рукопашному бою. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Тренировка Федора Емельяненко. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Федор Емельяненко и его близкие. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Пресс-Релиз. (ФОТО)

21.10.2009 Бретт Роджерс готовится к поединку против Федора Емельяненко (ФОТО)

16.10.2009 Федор Емельяненко на телеканале CBS (ВИДЕО)

05.10.2009 Фёдор и Марина Емельяненко обвенчались в храме Святителя Николая. (ФОТО)